Save 20% off! Join our newsletter and get 20% off right away!

Как совершить намаз или как быть если не знаешь где Кааба ?

Сказал Всевышний:“Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий”. (Сура “аль-Бакъара”, 2:115).

Сказал Всевышний:“Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий”. (Сура “аль-Бакъара”, 2:115).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Тафсир ас-Саади: “Из всех сторон света Аллах особо выделил восток и запад, потому что в них сосредоточены великие знамения. Там восходят и закатываются небесные светила, и если Аллах обладает властью над востоком и западом, то остальные стороны света тем более подвластны Ему.

О люди! В какую бы сторону вы ни повернулись, выполняя повеление Аллаха или вынужденно, там будет лик Аллаха. Вам велено во время намазов поворачиваться лицом в сторону Каабы, хотя прежде вы поворачивались лицом в сторону Иерусалима. А во время путешествий вам разрешается совершать намаз, сидя на верблюдице или другом средстве передвижения, и поворачиваться лицом в направлении вашего движения. А если вы не можете определить, в какой стороне находится Кааба, вам разрешается совершить намаз в любом направлении по вашему усмотрению. И ваша молитва принимается, даже если впоследствии окажется, что вы допустили ошибку. А если вы будете страдать болями в пояснице или заболеете, то для вас сделаны прочие уступки. В любом случае, куда бы вы ни повернулись, вы не найдете стороны, которая не подвластна вашему Господу.

Этот аят подтверждает существование лика Всевышнего Аллаха, который достоин Его величия и совершенства и не похож на лица творений. Аллах обладает самой великой милостью и самыми совершенными качествами, и Ему известны любые тайны и помыслы Его творений. Благодаря своим всеобъемлющим качествам и безграничному знанию Аллах позволяет Своим рабам совершать различные поступки и принимает их праведные деяния. Хвала же за это надлежит Ему одному!”.

Обращение в сторону Каабы

Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приступал к намазу, он обращался лицом к Каабе при совершении обязательных (аль-фард) и дополнительных (ан-нафиля) намазов. Он (да благословит его Аллах и приветствует) велел так поступать, сказав ”человеку, который плохо помолился”: «Когда ты приступаешь к намазу, тщательно соверши омовение, затем обратись лицом к Кибле и произнеси такбир». Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж.
«Находясь в пути, он (да благословит его Аллах и приветствует) совершал дополнительыне намазы, а также намаз ”аль-витр”, (сидя) на своем верховом животном, куда бы оно ни поворачивалось на восток или на запад». Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж. Источники и передатчики второго из этих двух хадисов приводятся в книге «Аль-Ирва’ аль-Галиль» (289 и 588).
Сюда же относятся и следующие Слова Всевышнего: «Куда бы вы ни обратились, там Лик Аллаха». (Сура ”аль-Бакара”, аят 115).
«Иногда, когда он хотел совершить дополнительный намаз на своей верблюдице, он поворачивал ее в сторону Киблы, произносил такбир и молился, куда бы она ни поворачивалась». [1] «Он совершал поясной и земной поклоны (руку’ и суджуд) на своем верховом животном нагибая свою голову: при совершении земного поклона он нагибал голову ниже, чем при совершении поясного поклона». Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.
А «когда он хотел совершить обязательный намаз, то слезал с верблюдицы и обращался лицом к Кибле». Аль-Бухари и Ахмад.
Во время намаза совершаемого под воздействием сильного страха он (да благословит его Аллах и приветствует) установил для своей общины (уммы) совершение молитвы «пешими либо сидя верхом на животном, обращаясь или не обращаясь при этом в сторону Киблы» Аль-Бухари и Муслим, и он также сказал: «Когда они смешаются в бою, то он (т.е. намаз) – это такбир и кивки головой». Аль-Байхаки приводит этот хадис через цепочку передатчиков, которая соответствует требованиям, предъявляемым к хадисам имамами аль-Бухари и Муслимом.
Он (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «То, что находится между Востоком и Западом является Киблой». [2] Джабир (да будет доволен им Аллах) передал: «Однажды, когда мы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) находились в пути или в военном походе, небо было закрыто тучами, поэтому, пытаясь определить Киблу, мы разошлилсь во мнениях относительно направления на Киблу, и каждый из нас совершил намаз по отдельности. Однако каждый из нас начертил перед собой линию, чтобы обозначить направление совершённого намаза. Утром мы посмотрели на небо и обнаружили, что совершили намаз не в сторону Киблы. Мы рассказали о случившемся Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) но он не велел нам повторить намаз, сказав: ”Тот намаз для вас достаточен”». Ад-Даракутни, аль-Хаким, аль-Байхаки, ат-Тирмизи, Ибн Маджах и ат-Табарани. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ”Аль-Ирва’ ” (296).
Также «он (да благословит его Аллах и приветствует) молился в сторону Иерусалима (имеется в виду Отдаленная Мечеть – аль-Масджид аль-Акса – находящаяся в Иерусалиме – прим. переводчика), а перед ним была Кааба до того, как был ниспослан следующий аят: «Мы видели, как лицо твое обращается к небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Так повернись же лицом к Заповедной Мечети…» (Сура ”аль-Бакара”, аят 144). А когда этот аят был ниспослан, он повернулся лицом к Каабе. Когда же к людям, совершавшим утренний намаз в мечети Куба’, подошел какой-то человек, он сказал: «Поистине, Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) снизошло в эту ночь откровение, и ему было велено обращаться лицом в сторону Каабы, так не обратиться ли вам в её сторону?!» А в это время их лица были обращены в сторону аш-Шама, и, услышав это, люди развернулись и их имам также развернулся, пока не обратился лицом к Кибле вместе с ними. Аль-Бухари, Муслим, Ахмад, ас-Сирадж, ат-Табарани (3/108/2) и Ибн Са’д (1/234). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ”Аль-Ирва’ ” (290).

_________________________________
[1] – Абу Дауд, Ибн Хиббан в книге ”Ас-Сикат” (1/12) и ад-Дийа’ в книге ”Аль-Мухтара” приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков. Его достоверность подтвердили Ибн ас-Сукн, а также Ибн аль-Мулаккин в книге ”Хуласат аль-Бадр аль-Мунир» (22/1). Еще раньше на достоверность этого хадиса указал Абд аль-Хакк аль-Ишбили в своей книге «Аль-Ахкам» (№ 1394), проверенной мной. Имам Ахмад использовал этот хадис как довод, о чём рассказал Ибн Хани с его слов в книге ”Аль-Маса’ил” (1/67).
[2] – Ат-Тирмизи и аль-Хаким. Они оба называют этот хадис достоверным. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ”Аль-Ирва’ ” (292).
Прим. переводчика: это предписание относится к жителям Медины, потому что Медина расположена севернее Мекки. И если жители Медины обратятся лицом в направлении Мекки, то справа от них будет Запад, а слева – Восток. Этот хадис свидетельствует о том, что если молящийся находится на большом расстоянии от Каабы, то ему достаточно повернуться в направлении Заповедной Мечети (”Аль-Масджид аль-Харам”) – ”Итхаф аль-Кирам” Сафий ар-Рахман аль-Мубаракфури.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!