С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Определение слова «ад-духа»
Слово «ад-духа» имеет несколько значений:
- Первая половина дня до полудня, утро.
«В тот День, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь вечер или утро»(сура «ан-Назиат», аят 46).
Ибн Аббас сказал:
- Сияние солнца
«Клянусь солнцем и его утренним сиянием»(сура «аш-Шамс», аят 1).
Муджахид сказал:
- Дневной свет, день.
«Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его дневной свет»(сура «ан-Назиат», аят 29).
Ад-Даххак сказал:
Ибн Зейд сказал:
Согласно определению толкового словаря арабского языка «Лисан аль-Араб» дополнительная утренняя молитва «ад-духа» получила такое название из-за периода времени, в который она совершается, т.е. когда солнце находится на небосклоне в первой половине дня.
Молитва «ад-духа» и ее другие названия
В Сунне эта молитва имеет ряд названий: утренняя молитва (салят ад-духа), молитва часто кающихся (салят аль-аввабин), молитва начала дня (салят ад-дахва), молитва восхода солнца (салят аль-ишрак), утреннее славословие (субха ад-духа). Хадисы, в которых упоминаются эти названия, будут приведены далее.
Достоинство молитвы «ад-духа»
На достоинство этой молитвы указывают хадисы нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и я упомяну некоторые из них:
От абу Зарра, который передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:
Правовое положение (хукм) молитвы «ад-Духа» :
Хадисы, которые были упомянуты и подобные им, указывают на то, что молитва во время «ад-духа» является желательной, является благим, любимым (для Аллаха) делом («حسنة المحبوبة»)[2]. И в этих хадисах также содержится доказательство на законность постоянного совершения этой молитвы[3].
И не того, что указывало бы на обязательность этой молитвы.
Молитва “ад-духа” является желательной (мустахабб) и по степени совершения относится к богоугодным деяниям, которые пророк Мухаммад, мир ему и благословения Аллаха, делал постоянно и редко оставлял (сунна муаккада). Имам Муслим назвал одну из глав в своем сборнике хадисов “ас-Сахих” так: “Глава о желательности совершения молитвы “ад-духа”.
Время совершения молитвы «ад-духа»
Время молитвы «ад-духа» начинается с того момента, когда солнце поднимется на высоту копья, и продолжается почти до полудня.
В качестве шариатского доказательства можно привести длинный хадис от Амра ибн Абасы, да будет доволен им Аллах, которому посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал:
Современные ученые, да будет милостив к ним Аллах, определили длину копья (румх) и время наступления и окончания намаза «ад-духа» согласно привычному нам исчислению.
В частности, шейха аль-Албани спросили о длине копья, упоминаемого в хадисе, и он ответил:
Шейх Ибн Усеймин, в свою очередь, сказал:
На желательность совершения молитвы «ад-духа» ближе к полудню указывает следующий хадис: «Аль-Касим аш-Шейбани передал, что, увидев каких-то людей, которые совершали молитву «ад-духа», Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:
Время молитвы «ад-духа» начинается с восходом солнца и продолжается до времени, когда оно начнёт заходить в зенит[4].
Лучшим временем для его совершения считается время, когда жар от солнца усиливается.
И доказательством вышесказанному является следующее:
Что касается начала времени, то на это указывает хадис Абу Дарды и абу Зарра, который был уже упомянут:
От Абу Умамы, который сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Что же касается лучшего времени для совершения молитвы «ад-духа», то на это есть указание в хадисе Зейда ибн Аркама, который, когда увидел народ, молящийся во время «ад-духа», сказал:
Число рака’атов молитвы «ад-духа» и их описание :
Узаконенным является для мусульманина совершение молитвы «ад-духа» как в два, так и в четыре, в шесть, в восемь рака’атов и двенадцать рака’атов.
И если пожелает он (молящийся), то может совершать её по два по два рака’ата.
На то, что она совершается в два рака’ата служит доказательством следующий хадис от абу Зарра, который передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «
На то, что она совершается в четыре рака’ата служит доказательством следующий хадис от абу Дарды и абу Зарра, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что Аллах сказал:
На то, что она совершается в шесть рака’атов служит доказательством следующий хадис от Анаса ибн Малика, который говорил:
На то, что она совершается в восемь рака’атов служит доказательством следующий хадис от Умму Хани, в котором она сказала:
На то, что она совершается в двенадцать рака’атов служит доказательством следующий хадис от абу Дарды, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Я скажу: Что касается всех этих хадисов, то, опираясь на них, становится понятным обобщённые слова ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, которая, когда её спросила Му’аза, сказав:
Доказательством на то, что эту молитву можно совершать по два по два рака’ата, указывают обобщающие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:
Также мусульманину дозволено совершать эту молитву в четыре рака’ата, соединяя их, подобно четырёхкратным молитвам (как зухр, ‘аср или ‘иша). И доказательством этому служат обобщённые слова, сказанные в хадисах, как например, где Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершай молитву, состоящую из четырёх рака’атов, ради Меня в первую часть дня». Или как в хадисе: «Тот, кто совершит эту молитву в четыре рака’ата, будет записан в числе поклоняющихся».
И Аллаху обо всём ведомо лучше.
Дополнение к разделу
Как следует из хадисов, наименьшее количество ракаатов молитвы “ад-духа” — два. Что же касается наибольшего количества ракаатов этой молитвы, то мусульманские ученые разошлись во мнениях.
Одна группа ученых опиралась на хадис о действиях пророка, мир ему и благословения Аллаха, в которых максимальное количество ракаатов молитвы “ад-духа” составляет восемь. В частности, об этом сообщается в хадисе, который передал Абдуррахман ибн Абу Лейла:
Более подробно этот хадис приводится в “Сахихе” Муслима от Абдуллаха ибн аль-Хариса ибн Науфаля, который сказал:
Вторая группа ученых опиралась на хадис, в котором передаются слова, а не действия пророка, мир ему и благословения Аллаха, о молитве “ад-духа”. Максимальное число ракаатов в этом хадисе составляет двенадцать. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал:
Третья группа ученых считала, что нет ограничения на максимальное количество ракаатов “ад-духа”, опираясь на хадис, который передала Айша, да будет доволен ею Аллах: “
Достоверные хадисы о достоинстве совершения молитвы «ад-духа»
- Укба ибн Амир аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Достаточно тебе совершить ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я посредством их избавлю тебя [от бед] до конца твоего дня!»Ахмад, Абу Яъля.
- Абу Дарда и Абу Зарр, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщили, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний и Благословенный Аллах сказал:«О сын Адама! Не откладывай [из-за слабости и лени] совершение ради Меня четырех ракаатов в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» ат-Тирмизи, Ахмад.
- Абу Мурра ат-Таифи, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Соверши ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» Ахмад.
- Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, да будет доволен ими обоими Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда люди принялись обсуждать близость места, куда совершил поход этот отряд, богатую добычу, доставшуюся его воинам, и их быстрое возвращение домой. Услышав это, посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «А не указать ли мне вам на место похода, которое еще ближе, на добычу, которая еще богаче, и на возвращение, которое занимает еще меньше времени? Тот, кто совершит ритуальное омовение (вуду), а затем отправится в мечеть для выполнения утренней молитвы славословия (субха ад-духа), его место похода будет еще ближе, ему достанется еще большая добыча, и он быстрее вернется обратно» Ахмад, ат-Табарани.
- Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил богатую военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда какой-то мужчина сказал: «О посланник Аллаха! Мы никогда раньше не видели, чтобы отряд столь быстро возвращался да еще и с такой богатой добычей! Кто же в этом отряде?!»Выслушав его, пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «А не сообщить ли мне вам о том, кто возвращается еще быстрее, чем они, и которому досталась еще большая добыча? Человек, который совершает ритуальное омовение наилучшим образом, а затем отправляется в мечеть, где он выполняет обязательную рассветную молитву, а вслед за ней — дополнительную утреннюю молитву, еще быстрее возвращается обратно и получает еще большую добычу»Абу Яъля, аль-Баззар, Ибн Хиббан.
- Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал: «Пророк, мир ему и благословения Аллаха, завещал мне три вещи, и я не оставлю их до самой смерти: поститься по три дня каждый месяц, совершать два ракаата молитвы “ад-духа” и совершать молитву витр перед сном».Аль-Бухари, Муслим.
- Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал:«Каждый из вас должен отдать садаку за свои кости. Каждый тасбих (т.е. произнесение слов: “Субхана-Ллах”) – это садака, каждый тахмид (т.е. произнесение слов: “Аль-хамду ли-Ллях”) — это садака, каждый тахлиль (т.е. произнесение слов: “Ля иляха илля-Ллах”)— это садака, каждый такбир (т.е. произнесение слов: “ Аллаху Акбар”) — это садака, побуждение к одобряемому — это садака и удерживание от порицаемого — это садака. Заменить же все это может совершение двух ракаатов молитвы “ад-духа”». Муслим.
- Бурайда, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал:“В человеке есть триста шестьдесят суставов, и за каждый из них он должен отдать садаку”. Люди спросили: “А кому же это по силам, о пророк Аллаха?!” Тогда он ответил: “Засыпать плевок в мечети (- это садака), убрать препятствие с дороги (- это садака). Но если ничего не нашлось, то два ракаата молитвы «ад-духа» заменят для тебя все это” Абу Дауд, Ахмад и др..
- Абу Умама, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал:«Кто вышел из своего дома в состоянии ритуальной чистоты для совершения обязательной молитвы, того ждёт награда, подобная награде совершающего хадж и находящегося в ихраме. А кто вышел для совершения молитвы восхваления “ад-духа”, при чём только она заставила его выйти (из дома), того ждёт награда, подобная награде совершающего ‘умру. А кто совершает молитву за молитвой, не пустословя в промежутках между ними, его запись (благих дел будет) в верховьях седьмого неба” Абу Дауд.
- Анаc ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Кто совершит рассветный намаз вместе с группой мусульман (джамаа), а затем будет сидеть и поминать Аллаха, пока не взойдет солнце, после чего совершит два ракаата, того ждет награда как за хадж и за умру”.Далее Анас сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “…полностью, полностью, полностью”.ат-Тирмизи.
- Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал:«[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда], когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат».
- Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Никто не будет неуклонно совершать молитву “ад-духа”, кроме часто кающегося”. И он также сказал: “Поистине, она — молитва часто кающихся!»Ибн Хузайма, ат-Табарани, аль-Хаким.
Достоверные предания о совершении молитвы “ад-духа” сподвижниками
- Масрук передал:“Мы читали Коран в мечети, и люди принимались читать Коран после стояния (в молитве) Ибн Масуда. Затем мы поднимались и совершали молитву “ад-духа”. Вести об этом дошли до Ибн Масуда, и он сказал: “Рабы Аллаха! Не возлагайте на рабов Аллаха то, что не возложил на них Аллах! Если уж вам необходимо совершить (эту молитву), то (выполняйте ее) в ваших домах!” (Ибн Абу Шейба).
- Аль-Касим ибн Мухаммад передал, что Айша закрывала за собой двери, после чего совершала молитву “ад-духа”.(Ибн Абу Шейба).
- Аль-Касим передал, что Айша совершала молитву “ад-духа” и выполняла ее долго(Мусаддад).
- Зейд ибн Аслам передал, что Айша совершала восемь ракаатов, а затем говорила:“Даже если бы мои родители были воскрешены для меня, я бы не оставила эти (ракааты)”(Малик).
- Ибн Абу Мулейка передал, что Ибн Аббаса спросили о молитве “ад-духа”, и он ответил:“Поистине, она (упомянута) в Писании Аллаха, и нет ничего, что могло бы ее заменить, после чего прочитал: “В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его Имя. Его славят в них по утрам и перед закатом” (сура “ан-Нур”, аят 36). (Ибн Абу Шейба).
- Шуъба, вольноотпущенник Ибн Аббаса, передал, что Ибн Аббас спрашивал: “Тень уже падает (на землю)?”Если ему отвечали утвердительно, то он вставал и молился (Ибн Абу Шейба).
- Аль-Харис ибн Науфаль передал, что Ибн Аббас не совершал молитву «ад-духа». Далее он сообщил: «Тогда я вошел к Умм Хани и сказал ей: «Расскажи ему то же, что ты рассказала мне!»Умм Хани ответила: «В день завоевания Мекки посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, зашел ко мне в дом. Он велел налить воду в таз и принести кускок ткани, которую он использовал, чтобы укрыться от меня, после чего совершил полное омовение. Затем он обрызгал угол дома и совершил восемь ракаатов «ад-духа». Его стояние в этих ракаатах, поясные поклоны, земные поклоны и сидение были примерно одинаковы по продолжительности и равны друг другу». Услышав этот хадис, Ибн Аббас вышел со словами: «Я ведь читал то, что меж двух обложек (т.е. Коран — прим. Д.Х.), а узнал о молитве «ад-духа» лишь сейчас: » …и они (горы) славословили вместе с ним (Даудом) после полудня и утром (ишрак)»(сура «Сад», аят 18).А я-то все спрашивал себя [,читая этот аят]: «Что такое ишрак?!» После этого Ибн Аббас стал говорить: «Это — молитва «аль-ишрак».(ат-Табари, Ибн Касир). Схожие предания от Ибн Аббаса приводятся в сборниках ат-Табарани, аль-Хакима и Исхака ибн Рахавейха.
- Передается, что Ибн Умар сидел в мечети посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, пока не наступал день, и при этом он не молился. Затем он отправлялся на рынок по своим делам, а затем возвращался к своей семье. При чем он сначала заходил в мечеть, где совершал два ракаата, а уже затем шел домой (Ибн Саъд).
Коллективное совершение молитвы «ад-духа» в мечети — религиозное нововведение
Муджахид передал:
В заключение призываю себя, а затем уже моих братьев и сестер по вере неуклонно совершать молитву «ад-духа», обучить этому наши семьи, родственников, соседей и друзей и надеяться на награду Великого и Всемогущего Аллаха!
Ответы на вопросов от ученых
Ответ: хвала Аллаху.
Во-первых: духа-намаз – это сунна муаккада, и достоверно известно, что ее делал пророк صلى الله عليه وسلم, как привел Муслим (1176) в хадисе Аиши رضي الله عنها, которая сказала:
К духа-намазу пророк عليه الصلاة والسلام направлял своих сподвижников, как это придет в хадисах.
Шейх Ибн Баз رحمه الله сказал в «Маджмуъ аль-фатава», 11\389:
Во-вторых: относительно достоинства духа-намаза от пророка صلى الله عليه وسلم приводится несколько хадисов. Некоторые из них:
1. Передается от Абу Зарра رضي الله عنه, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
Ан-Навави رحمه الله сказал: «Слова пророка صلى الله عليه وسلم: «юджзи мин залик» – «все это заменяют собой (два ракъата духа-намаза)», мы произносим как «яджзи» и «юджзи», и «юджзи» – от слова «заменение» («иджза» إجزاء), а «яджзи» – «возмещение, награждение», т.е. «обеспечение, принесение пользы». Подобно этому – слова Всевышнего Аллаха:
لَا تَجْزِي نَفْس
«…ни один человек не принесет пользы другому…». В хадисе говорится:
لَا يَجْزِي عَنْ أَحَد بَعْدك
«Не принесет никому пользы после тебя…».
В этом содержится далиль на величие достоинства духа-намаза, и что можно совершать его двумя ракъатами» («Шарх Муслим» ан-Навави).
- Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: Абуд-Дарда رضي الله عنه сказал:«Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра».«Мой любимый пророк صلى الله عليه وسلم завещал мне три вещи, от которых я не откажусь, пока жив: поститься три дня ежемесячно, совершать духа-намаз и не спать, пока не совершу витр» Муслим, 1183.
Аль-Къуртуби رحمه الله сказал: «
- От Абуд-Дарды и Абу Зарра رضي الله عنهما передается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم передал слова Аллаха:
ابْنَ آدَمَ ارْكَعْ لِي مِنْ أَوَّلِ النَّهَارِ أَرْبَعَ رَكَعَاتٍ ، أَكْفِكَ آخِرَهُАль-Мубаракфури رحمه الله сказал:«О сын Адама, сделай Мне в начале дня 4 ракъата, и Я избавлю тебя в его конце».хадис передал ат-Тирмизи (437), и шейх аль-Альбани назвал его сахихом.«В начале дня», – говорили, что имеется в виду духа-намаз, ишракъ-намаз или сунна и фард фаджра-намаза, потому что он совершается в начале дня. Я сказал, что ат-Тирмизи и Абу Дауд отнесли эти ракъаты к духа-намазу, и они поместили этот хадис в главу «Салят ад-духа».
«Я избавлю тебя», – т.е. от твоих забот, «в его конце», – т.е. в конце дня.
Ат-Тыби сказал:
- Передается от Абу Хурейры رضي الله عنه, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:5. Анас бин Малик رضي الله عنه передал, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:«Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся! ». 'Хадис передал Ибн Хузейма, и аль-Альбани назвал его хасаном в «Сахих ат-таргъиб ват-тархиб», 1t).'Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал в «Тухфат аль-Ахвази бишарх Джамиъ ат-Тирмизи», 3\158:«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракъата молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры». Хадис передал ат-Тирмизи, 586, и шейх аль-Альбани رحمه الله назвал его хасаном в «Сахих Сунан ат-Тирмизи».«Его слова «затем совершил два ракъата», т.е. после восхода солнца. Ат-Тыби сказал: «Т.е. потом сделал намаз, после того, как солнце поднялось на высоту копья, когда кончается нежелательное время, и этот намаз называется «ишракъ-намаз», и это начало времени салят ад-духа».
Ответ: намаз аль-ишракъ – это намаз ад-духа, совершенный в начале его времени, и это не два разных намаза. Он был назван «аль-ишракъ», т.к. делается почти сразу после восхода («шурукъа») солнца.
Шейх Ибн Баз сказал:
Шейх Ибн Усеймин определил это время как время, начинающееся от восхода солнца (через четверть часа) и до того, как наступает зухр-намаз, за 10 минут («аш-Шарх аль-Мумтиъ», 4\122).
Все это время – время духа-намаза.
Лучше всего молиться духа-намаз после усиления жара солнца, согласно словам пророка صلى الله عليه وسلم:
Ученые определили, что это время наступает по прошествии четверти светового дня, т.е. на половине времени между восходом солнца и намазом «зухр» (см. «аль-Маджмуъ» ан-Навави, 4\36, «аль-Мавсуъа аль-фикъхия, 27\224).
Шейх Ибн Усеймин رحمه الله выбрал мнение, что духа-намаз не восполняется, если его время вышло. Его спросили, можно ли восполнить духа-намаз или нет?
Он ответил:
Источник: http://www.islam-qa.com/ar/
________________________________________________________
[1] Сустав: سلامي – ед.число, السلاميات – мн.число, что в переводе означает составные части пальцев (их суставы), затем это слово стало употребляться также при упоминание других частей тела, его частей (см.: «Шарх сахих Муслим» имама ан-Науауи).
[2] См.: «Маджму’у аль-фатауа» (22/284).
[3] На это явно указывают вышеприведённые хадисы. См.: «Нэйлю аль-Аутар» (3/77).
Что касается Шейхуль-Ислама ибн Тэймии, рахимаху Ллах, то после того, как он подтвердил единогласное мнение учёных о том, что эта молитва имеет статус дополнительной, сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал её постоянно. Затем он также указал на желательность совершения её, сказав:
[4] Начинается с восходом солнца на уровень копья и заканчивается за 15-20 мин. до наступления молитвы аз-зухр.
[5] Сказал ат-Тыйбий:
[6] Имам ан-Науауи в «Шарх сахих Муслим» (6/30) писал: الرمضاء – песок, температура которого сильно нагрелась под солнцем. Т.е., когда ты видишь как страдают от жары маленькие верблюжата. الفصيل – верблюжата раннего возраста». См.: «Нэйлю аль-аутар» (2/81).
[7] В этом хадисе содержится опровержение тем, кто ошибочно полагает, что эта молитва была молитвой открытия Мекки, а не молитвой «ад-духа». См.: «Заад аль-ма’ад» (3/410), также «’Ауну аль-Ма’буд» (1/497).
[8] Имеются в виду здесь молитвы дополнительные.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Оставить ответ