С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Группа имамов считала это однозначно запретным, среди которых ад-Даххак, ‘Ата, аз-Зухри, имамы из числа ханафитов и ханбалитов. В качестве довода они опирались на следующие тексты Корана и Сунны: Всевышний Аллах сказал: «Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену!» (аль-Бакъара 2: 41).
Всевышний Аллах также сказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “Я не прошу у вас вознаграждения за него. Это не что иное, как Напоминание для миров”» (аль-Ан’ам 6: 90).
Со слов ‘Абдур-Рахмана ибн Шибля (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Исма’иль ибн ‘Убайдуллах рассказывал:
Что же касается других ученых, и их большинства, среди которых Малик, аш-Шафи’и, а также имам Ахмад в одном из мнений, то они считали, что нет ничего запретного в том, чтобы брать плату за Коран. В качестве довода они использовали следующие хадисы:
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
Сторонники этого мнения говорили, что в данном хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) ясно и обобщенно похвалил заработок, посредством Корана, не сделав каких-либо ограничений.
Сахль ибн Са’д (да будет доволен им Аллах) рассказывал:Ученые этого мнения говорили, что данный хадис указывает на дозволенность использования обучения Корану заменой платы брачного дара, и если бы это было запрещено, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не позволил бы использовать обучение Корану для бытовой цели.
А что касается доводов ученых, запрещавших брать что-либо за Коран, то они истолковали аяты, которые они приводили в доводы, а на хадисы их сказали, что достоверность их вызывает сомнение, тогда как достоверность двух упомянутых хадисов не вызывает никаких сомнений.
Имам аль-Байхакъи, упомянув хадис ‘Убады:
Другие же ученые говорили, как это передал имам аль-Хаттаби, что нет проблем брать плату или награду за обучение Корану, если человек не ставил условием никакой награды для этого сам. И этого мнения придерживались Хасан аль-Басри, Ибн Сирин и аш-Ша’би. Или же нет проблем взять человеку, занимающемуся обучением мусульман Корану, если он берет плату с исламской казны на свое содержание.
А группа ученых попыталась совместить все хадисы данной главы, и они сказали, что брать плату или добиваться мирского, используя Коран, является запретным, в частности брать плату за обучение Корану, тогда как брать плату за лечение Кораном можно, что является исключением.
Имам Ибн аль-Къайим сказал, приведя хадис о запрете брать плату за обучение Корану:
Как бы то ни было, лучше не брать плату за обучение Корану, о чем говорили даже те имамы, которые считали это дозволенным, обучая Корану искренне, ради Лика Аллаха, желая получения великой награды лишь от Него, если только он не будет нуждаться в этом.
А Аллаху обо всем ведомо лучше!
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Оставить ответ