С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
1. Доказательство законности обтирания кожаных носков/хуффайн/.
Ан-Навави сказал: «Все ученые едины во мнении (иджма’), что разрешается обтирать по кожаным носкам, будь то в поездке или дома, по необходимости или без него. Таким образом, могут поступать даже женщина у себя дома или инвалид, который не может передвигаться».
Шииты и хавариджи отвергают обтирание, но их мнение (по этому вопросу) является ошибочным.
Аль-Хафиз ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» сказал: «Знатоки (хадисов) сказали, что сообщения об обтирании по кожаным носкам прошли через непрерывную цепочку /мутаватир/. Некоторые собрали передатчиков (хадисов) из числа сподвижников и число их превысило восемьдесят человек. В это число входят и десять человек, которым ещё при жизни был обещан Рай».
Один из самых сильных хадисов доказывающих законность обтирания /масх/ тот, который передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и ат-Тирмизи от Хаммама ан-Наха’и, да будет доволен им Аллах, который сказал:«Джарир ибн ’Абдуллах справил малую нужду, затем совершил омовение и обтер кожаные носки. Его спросили: «Ты делаешь это после того, как справил малую нужду?» Он сказал:«(Да), я видел как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, справил малую нужду, затем совершил омовение и обтер свои кожаные носки». Ибрахим сказал: «Они были удивлены этим хадисом, потому что Джарир принял ислам в 10 году после ниспослания аята об омовении из суры “аль-Маида”, который обязывает мыть ноги». Этот хадис передали Ахмад 4/358,364, аль-Бухари 387, Муслим 272, Абу Дауд 154, ат-Тирмизи 93, ан-Насаи 1/81, Ибн Маджах 543.
Этот хадис разъясняет, что смысл аята обязывает мыть ноги тех, кто не носит кожаные носки. А тот, кто носит кожаные носки, может просто обтереть их. Итак, Сунна объясняет аят.
2. Обтирание обыкновенных носков /джаурабайн/
Разрешается обтирать носки, поскольку об этом было передано от многих сподвижников.
Абу Дауд сказал: «Носки обтирали: ‘Али ибн Аби Талиб, Ибн Мас’уд, Аль-Бараъ ибн ‘Азиб, Анас ибн Малик, Абу Умама, Сахль ибн Са’д и ‘Амр ибн Хурайс. Передают, что также поступали ‘Умар ибн аль-Хаттаб и Ибн ‘Аббас». ‘Аммар, Билал ибн ‘Абдуллах ибн Аби Ауфа и Ибн ‘Умар также поступали подобным образом.
В «Тахзиб ас-Сунан» Ибн аль-Каййима сообщается от Ибн аль-Мунзира: «Ахмад говорил о допустимости обтирания носков из-за его справедливости и законности. Его мнение основано на том, что так поступали вышеупомянутые сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, и ясный “кийас”[1], поскольку нет явного различия между обыкновенными носками и носками кожаными, которое могло бы оказать какое-то влияние на суть омовения. Большинство ученых говорят, что можно обтирать и те и другие».
Из числа тех, кто разрешал поступать таким образом, это Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, ‘Атаъ, аль-Хасан и Са’ид ибн аль-Мусаййиб.
Абу Юсуф и Мухаммад сказали: «Разрешается обтирать их, если они толстые и не видно то, что находится под ними».
Что же касается Aбу Ханифы, то он не разрешал обтирать толстые носки, но изменил свое мнение за три или семь дней до своей смерти. Обтерев по толстым носкам во время своей болезни, он сказал своим посетителям:«Я сделал то, что запрещал вам».
Передают, что Аль-Муѓира ибн Шу’ба рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение и обтер носки и сандалии». Этот хадис передали Ахмад 4/252, ат-Тахави, Абу Дауд 159, Ибн Маджах 559 и ат-Тирмизи 99, который сказал что это хороший и достоверный хадис. Абу Дауд считал этот хадис слабым.[2]
Поскольку разрешается обтирание носков, то тем более допустимо обтереть сандалии. Как разрешено обтирать носки, также разрешается обтирать то, что используется для защиты ног от холода, ранений, и так далее.
Ибн Таймиййа сказал: «Обтирание “лифаиф”[3] является правильным действием, потому что оно имеет приоритет над обтиранием кожаных или обыкновенных носков, которые обычно используются для защиты ног от какого либо вреда. Если разрешается обтирание кожаных или обыкновенных носков, то (разрешение на) обтирание любого “лифаиф”, которое используется для ног должно стоять на первом месте. И тот, кто утверждает, что есть иджма’ /единое мнение ученых/ о недопустимости обтирания, это указывает на отсутствие у него знания и он не сможет доказать его запретность даже трудами десяти известных ученых».
Далее ибн Таймиййа говорит: «Тот, кто подумает о словах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и отдаст должное “кыйасу” /сравнение по аналогии/, то он поймет, что свобода действий касающееся этого раздела является обширным а также соответствует красоте шариата и великодушии монотеизма, с которым был послан пророк, да благословит его Аллах и приветствует».
Носки разрешается обтирать, даже если на них имеются дырки или если они рванные, пока они пригодны для ношения.
Ас-Саури сказал: «Кожаные носки мухаджиров и ансаров не были без дырок или отверстий, также как и у других людей (вообще). Если бы это имело какое-то значение, об этом было бы упомянуто и передано ими».
3. Условия для обтирания носков
Нужно надеть носки (или то, что используется для защиты ног) в состоянии омовения.
Передают, что аль-Муѓира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды ночью, во время одного из походов, я наливал воду пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда он совершал омовение. Он вымыл свое лицо и руки и протер голову. Я захотел снять его носки, но он сказал:«Оставь их, поскольку я надел их на чистые ноги[4] и он (только) обтер их».» Этот хадис передали Aхмад 4/251, аль-Бухари 206 и Муслим 274.
Аль-Хумайди передал в своем «Муснаде», что аль- Мугъира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы сказали: O посланник Аллаха, можем ли мы обтереть наши кожаные носки? Он сказал:«Да, если надели их будучи чистыми».
А условие, которое выдвигают некоторые ученые, что кожаные носки должны полностью закрывать ногу до щиколоток и должны прилегать к ноге не привязывая их, чтобы можно было в них ходить, то на счет этого шейх уль-Ислам Ибн Таймиййа в своих «Фатавах» сказал, что это мнение слабое.
4. Место, которое нужно обтереть
Шариат предписывает обтирать кожаные носки с верху.
Как передается в хадисе от аль-Мугъиры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал верхнюю часть кожаных носков». Этот хадис передали Aхмад 4/246, Aбу Дауд 161, а ат-Тирмизи 97 который сказал, что это хороший хадис.[5]
Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если бы религия основывалась на умозаключении, то обтирать нижнюю часть кожаных носков было бы логичнее, чем верхнюю, но я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал верхнюю часть своих кожаных носков». Этот хадис передали Aбу Дауд 162 и ад-Дара Кутни 797 и его иснад хороший или достоверный.[6]
При обтирании следует делать то, на что указывает непосредственно само слово «обтирание», без каких-либо ограничений, так как об этом нет достоверных (сообщений).
5. Продолжительность обтирания
Для того, кто находится на постоянном месте жительства (не путник) этот период составляет одни сутки. Для путника этот период длится – три дня и три ночи.
Сообщается, что Сафвàн ибн ‘Ассàль, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел нам обтирать кожаные носки, надетые в состоянии омовения в течение трех дней, если мы были путниками, и в течение одного дня и ночи, если мы пребывали у себя дома[7]. И мы не снимали их, кроме как из-за большого осквернения». Этот хадис передали аш-Шафи’и, Ахмад 4/239, Ибн Хузейма 194, а ан-Насаи 1/83-84 и ат-Тирмизи 96 подтвердили его достоверность.
Передают, что Шурайх ибн Хани, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я спросил у ‘Аиши об обтирании кожаных носков и она сказала: “Спроси об этом у ‘Али, он знает лучше меня, поскольку он путешествовал с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. Я спросил у него, и он ответил: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Для путника (этот период) составляет три дня и три ночи, а для местного (жителя) – один день и одна ночь”». Этот хадис передали Aхмад 1/96, Муслим 276, aт-Tирмизи 95, aн-Нaсаи 129, Ибн Маджах 552, Ибн Хузейма 196.
Аль-Байхаки сказал: «Это самое достоверное сообщение на эту тему».
Предпочтительное мнение это то, что отсчет начинается со времени обтирания, и есть (слабое) мнение, что этот период начинается со времени нарушения омовения после того, как человек надел их.
6. Описание обтирания
После того, как человек заканчивает омовение и надевает кожаные или обыкновенные носки, он может обтирать их каждый раз, когда захочет совершить омовение вместо мытья ног. Разрешается поступать таким образом в течение одного дня и ночи, если он является местным (жителем), и в течение трех дней и ночей, если является путником. Но если он осквернился с большим осквернением (которое требует купания), то он должен снять носки (для купания) в соответствии с предшествующим хадисом Сафвана, да будет доволен им Аллах.
7. Что делает обтирание недействительным
Обтирание является недействительным в следующих случаях:
а) Конец допустимого периода времени для обтирания.
б) Большое осквернение.
в) Снятие кожаных носков.
Если (а) или (в) происходит в то время когда человек был в состоянии омовения, то он должен только помыть свои ноги.
[1] «Кыйас» (араб. القياس) – религиозное суждение, которое выносится мусульманским ученым по аналогии с похожими решениями, принятыми пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует. Проводить аналогию между похожими обстоятельствами можно только в том случае, когда конкретные обстоятельства не рассмотрены в священном Коране или пречистой Сунне посланника Аллаха и когда авторитетные мусульманские богословы не имеют единого мнения по рассматриваемому вопросу.
[2] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 143.
[3] «Лифаиф» (араб. اللفائف) – портянка, которой обматывается нога. Прим. пер.
[4] Т. е в состоянии омовения. Прим. пер.
[5] Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 146.
[6] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 149.
[7] Имеется в виду пребывание на месте постоянного жительства. Прим. пер.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Оставить ответ