С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Таким образом, в Коране Идрису воздаётся хвала и указывается, что он являлся пророком и был в высшей степени правдивым человеком.
Некоторые люди считали, что в хадисе My’ авии ибн аль- Хакама ас-Судами речь идёт об Идрисе. Сообщается, что в ответ на вопрос Му’авии о линиях, которые чертят на песке[1], Посланник Аллаха (мир и благословение ему!) сказал: «Был среди пророков один, который [тоже] чертил линии, и кто [может делать это] так же, как он[2], [пусть делает]» [Муслим, № 537].
Многие знатоки толкования Корана и законоположений ислама считали, что он первым говорил об этом, называли его Гермесом Трисмегистом[3] и распространяли много лживых измышлении о нем и о других пророках, а также о мудрецах и близких к Аллаху людях.
Слова Всевышнего «Мы вознесли его на высокое место» соответствуют содержанию приводимого в обоих «Сахи-хах» хадиса о ночном путешествии (исра) [Бухари, № 349; Муслим, № 164], где сообщается, что Посланник Аллаха (мир и благословение ему!) прошёл мимо Идриса, который находился на четвёртом небе.
Сообщается, что, толкуя слова Всевышнего «Мы вознесли его на высокое место», Муджахид сказал: «Идрис был вознесён [на небо] живым, подобно ‘Исе» [Тафсир Табари, т. 16, с. 72]. Если он имел в виду, что Идрис жив и по сей день, то это утверждение спорно. Как указывал Муджахид [Тафсир Табари, т. 16, с. 73] и многие другие улемы, наиболее достоверным сообщением об этом является вышеупомянутый хадис, в котором сказано, что Идрис находится на четвёртом небе.
Аль-Бухари сказал: «Передают, что Ибн Мас’уд и Ибн ‘Аббас говорили: “Ильяс — это Идрис”».
Некоторые улемы указывали на то, что в хадисе Анаса о ночном путешествии, передаваемом через аз-Зухри, сообщается, что, когда Пророк (мир и благословение ему!) проходил мимо Идриса (мир ему), тот сказал: «Добро пожаловать праведному пророку и праведному брату!», тогда как Адам и Ибрахим говорили: «Добро пожаловать праведному пророку и праведному сыну!» Эти улемы говорили: «Если бы он был потомком Идриса, тот сказал бы то же, что говорили [Адам и Ибрахим]». Однако ссылки этих улемов на хадис Анаса ещё не указывают на их правоту, поскольку передатчик, возможно, не очень хорошо запомнил услышанный им хадис. Кроме того, можно предположить, что Идрис сказал так из смирения.
[1] …о линиях, которые чертят на песке… — Имеется в виду один из способов гадания, когда гадатель быстро чертит на песке множество линий, не зная, сколько именно он их начертил, а потом начинает стирать по две линии, и, если в итоге остаются две линии, это считается благоприятным знаком, а если одна — неблагоприятным.
[2] В комментариях указывается, что знание о том, как следует заниматься гаданиями по песку, было утрачено людьми. Другими словами, повторить то, что делал этот пророк, не сможет никто.
[3] …называли его Гермесом Трисмегистом… — Образ Гермеса Трисмегиста (‘трижды величайшего’) возник в поздней античности. С этим образом связывались оккультные науки и так называемые герметические (тайные, доступные только посвящённым) сочинения. Здесь имеется в виду, что эти люди считали Идриса (мир ему) носителем сокровенного знания.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Оставить ответ