Save 20% off! Join our newsletter and get 20% off right away!

Шейх Абдуль-Азиз ибн Абдуллах ибн Баз

Имам Ахлю-Сунны в наше время,муфтий,выдающийся ученый Саудовской Аравии.Глава Комитета больших ученых,глава Постоянного Комитета по фетвам (да помилует его Аллах). (1330-1420 г.х. / 1909-1999).

Имам Ахлю-Сунны в наше время,муфтий,выдающийся ученый Саудовской Аравии.Глава Комитета больших ученых,глава Постоянного Комитета по фетвам (да помилует его Аллах). (1330-1420 г.х. / 1909-1999).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Вступление

Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз

Поистине, достоинство ученых велико. Господь сделал их свидетелями величайшей из истин и упомянул их свидетельство наряду со Своим и Своих ангелов. Аллах говорит (перевод смысла): ”Cвидeтeльcтвyeт Aллax, чтo нeт бoжecтвa, кpoмe Heгo, и aнгeлы, и oблaдaющиe знaниeм, кoтopыe cтoйки в cпpaвeдливocти: нeт бoжecтвa, кpoмe Heгo, Вeликoгo, Мyдpoгo! ” (сура 3, аят 18).

Аллах возвысил их положение в этом и ином мирах, как Он сказал в Священном Коране (перевод смысла): ‘‘…Boзвышaeт Aллax тex из вac, кoтopыe yвepoвaли, и тex, кoмy дaнo знaниe …’‘ (сура 58, аят 11). 

Они – наследники пророков, переняв от них роль доведения Послания и призыва людей к Исламу. Они – люди, обладающие огромным богатством, поскольку пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ” Ученые – наследники пророков, потому что они не оставляют после себя ни динаров, ни дирхемов (т.е. материального богатства), а оставляют после себя знание. Тот, кто получает это знание, получает огромное богатство’‘. (ат-Тирмизи, 2606). Аллах желает благо ученым, поскольку пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ” Когда Аллах желает благо кому-либо, Он дает ему правильное понимание религии” (аль-Бухари 69).

Они являются теми, кто понимают слова Аллаха, хвала Ему Всевышнему, поскольку Он говорит в Священном Коране (перевод смысла): ”Эти пpитчи Mы пpивoдим людям, нo paзyмeют иx тoлькo cвeдyщиe” (сура 29, аят 43).

Они являются теми, кто истинно страшится Аллаха, как об этом Он сообщает нам (перевод смысла): ‘‘ … Beдь страшатся Aллaxa из Eгo paбoв только обладающие знанием …” (сура 35, аят 28). 

Они являются теми, кто обладает наибольшим знанием среди людей о зле и путях к нему, поэтому они предостерегают людей от этого. Аллах говорит (перевод смысла): ” …Cкaжyт тe, кoтopым дapoвaнo знание (о наказании Аллаха, уготованное неверующим): “Пoиcтинe, пoзop и злo ceгoдня для нeвepyющиx! ” (сура 16, аят 27). 

”И cкaзaли тe, кoмy дapoвaнo былo (религиозное) знaниe: “Гope вaм! Haгpaдa Aллaxa (в загробной жизни) лyчшe для тex, ктo yвepoвaл и твopил блaгoe; дaнo бyдeт достичь этoго тoлькo тepпeливым (следуя истине)” (сура 28, аят 80). 

Спасение людей связано с наличием ученых. Если ученые уходят из жизни, то люди обречены. Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас передал: ”Я слышал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ‘‘Аллах не забирает знание, забирая его из (сердец) людей; Он забирает знание, забирая ученых (т.е. когда ученые умирают), и когда на свете не останется ни одного ученого, люди обратятся к невежественным лидерам, которые, если с ними консультируются, выносят фетвы, не имея на то знаний. Они находятся в заблуждении и вводят в заблуждение остальных” (аль-Бухари, 98).

Фраза ”забирая его (знание) из (сердец) людей” означает стирает его из их сердец. Во время своего Прощального паломничества пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ” Обучайтесь, прежде чем знание исчезнет либо уйдет. Какой-то бедуин спросил: ”Как оно уйдет ?” На что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) три раза произнес: ”Знание исчезает, когда исчезают его носители”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ”Аллах не заберет у вас знание, после того, как он даровал его вам”. В другом хадисе сообщается, что он сказал: ” Не будет отнято знание у людей” либо ”из людских сердец”. Какой-то бедуин спросил его: ” О, пророк Аллаха! Как от нас может быть отобрано знание, когда у нас есть копии Священного Корана, и мы обучились тому, что в Коране, обучив этому также наших детей, женщин и слуг?” Пророк на него неодобрительно посмотрел и сказал: ”Ведь у иудеев и христиан тоже есть писания, но они не придерживаются ни одной букве из того, с чем пришли их пророки!”.

Существуют также другие сообщения в поддержку этих дополнений к вышеизложенному хадису.

Передается, что Абу аль-Самах сказал:

”Наступит время, когда человек будет откармливать свое вьючное животное, чтобы подготовить его к поездке, и он отправится в разные страны, прося кого-либо обучить его знанию Сунны, которой он мог бы следовать, однако он не сможет найти никого, кто дал бы ему ясное и определенное религиозное постановление (фетву), и, поистине, подобное уже произошло’‘ адаптировано и кратко изложено из ”Фатх аль-Бари”.

Умар ибн Абдул-Азиз отправил письмо Абу Бакру ибн Хазму, дав ему указание разузнать какие-либо из хадисов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), написав:

”Разузнай о том, что в них и запиши их, поскольку меня беспокоит, что это знание исчезнет со смертью ученых… распространяй знание и присядь, дабы обучить ему того, кто несведущ, так как знание не исчезнет,пока его не утаивают” ”Сахих” аль-Бухари,”Глава о Знании”.

Имам Ахмад (да смилостивится над ним Аллах) сказал:

”Люди нуждаются в знании больше, чем в воде и пище, поскольку они нуждаются в воде и пище лишь 2-3 раза в день, а в знании – все время ”. Поэтому утрата ученого – это огромное бедствие, ”потому что смерть целого племени менее серьезна по сравнению со смертью одного ученого”. Маджма’ аль-Заваа’ид, 1/201.

Сегодня, в четверг 27 числа месяца мухаррам 1420 года хиджры (13 мая 1999 года), Ислам и приверженцы этой религии скорбят по случаю смерти великого ученого, отца и настоящего учителя, шейха Абдул- Азиза ибн Бааза., в связи с завершением его благословенной жизни, длившейся 89 лет, 1 месяц и 15 дней, жизни, наполненной поклонением Аллаху, служением Исламу и мусульманам.

Биография

Шейх ибн Бааз, да будет милостив к нему Аллах, родился в 1330 году хиджры и вырос в хорошей семье. Еще не достигнув совершеннолетия, он уже выучил наизусть весь Коран. Прежде чем отправиться на поиски знаний в другие страны, он обучался у ученых у себя на родине. В 19 лет из-за болезни шейх ибн Бааз полностью потерял зрение. Аллаху ведомо лучше, но мне кажется этот человек относится к числу тех, о которых говорится в следующем хадисе пророка (да благословит его Аллах и приветствует): ”Аллах говорит: ” Если я заберу у человека два его любимых (глаза), а он проявит при этом терпение, надеясь на награду, то не будет ему меньшей награды, чем Рай”.( ат-Тирмизи, 2325. Он сказал, что это достоверный хороший хадис).

Он проявлял такую силу, которую только возможно было проявить, когда дело касалось Ислама. Когда один из авторитарных правителей заявил, что в Коране содержатся мифы, как, например, о Людях Пещеры и посохе Моисея (мир ему), шейх ибн Бааз написал ему, разъяснив, что подобное утверждение равносильно отступничеству и неверию. Когда секретарь правителя написал ему, что в заявлении подразумевалось совершенно иное, и правитель отказался от своих слов, шейх ибн Бааз написал ему, что если он действительно искренен, то ему следует заявить о своем раскаянии публично, также как он публично заявил о своем неверии ранее. Шейх также выступал с осуждением тех, кто отвергает Сунну, тех, кто следует лжи и нововведениям в религии, опровергая все их утверждения. Он написал предупреждения против проведения вымышленных и неисламских праздников, как, например, празднование дня рождения (мавлид) пророка, чудесного ночного перенесения пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Иерусалим (‘исра), середины месяца Ша’бан и против ряда других вымышленных нововведений, которые не были завещаны ни пророком (да благословит его Аллах и приветствует), ни его сподвижниками.

Он был настоящим вожатым Людей Сунны и Джамаата (Ахль ас-Сунна уаль-Джамаа) и возродителем религии. Сколь многое из того, что имеет отношение к Сунне, было возрождено благодаря ему и со сколь многими нововведениями в религии было покончено! Сколько людей пробудилось от спячки и невежества и было выведено из плена заблуждений! Он был одним из вожатых среди тех благочестивых, о которых говорится в следующем аяте (перевод смысла): ”…cдeлaй нac вожатым для благочестивых!” (сура 25, аят 74). 

Он вел борьбу против зла, и со скольким злом было покончено и сколь многим нововведениям в религии пришел конец благодаря его усилиям! Этим он был известен людям с раннего возраста, да окажет ему Аллах свою милость!

Его наставник, шейх Мухаммад ибн Ибрахим (да будет милостив к нему Аллах) хвалил своего ученика за его критический подход и раскрытие ложной сущности арабского национализма (”Фатава ибн Ибрахим”, 13/148) и писал в поддержку его осуждения произнесению коллективного такбира (там же, 3/127). Вещи, которые он осуждал и против которых писал, чрезвычайно многочисленны, и невозможно сосчитать сколько из-под его пера вышло писем и посланий, где он призывал последователей лжи к обсуждению вопросов и предъявлению доказательств своей правоты. Думается, здесь он поступал в соответствие со следующими словами Аллаха (перевод смысла):

‘Так что ж раввинам и мужьям ученым не удержать их от (греховности) речей и пожирания того, что не дозволено ? Как скверно то, что делают они!’ (Сура 5, аят 63). 

Он давал людям советы и предупреждал их против выполнения запретной работы и получения нечестных заработков.

Как только он видел в чем-либо признаки греховного, то немедленно делал об этом предупреждения, как, например, о спутниковых тарелках и (бессмысленных) поездках за границу, а также о негативном воздействии музыки и кинофильмов на исламскую молодежь. Исходя из чувства ревности и достоинства ради Аллаха, а также заботы о чести верующих мусульманок, он писал об опасностях того, что девушки и женщины выставляют напоказ свою красоту, не носят хиджаб, свободно общаются с незнакомыми мужчинами. Эти и другие труды шейха ибн Бааза свидетельствуют о его знании проблем исламской уммы и заботе о благополучии людей.

Он был имамом и муджтахидом, который, используя свое знание, понимание и проникновение в суть вещей, давал фетвы по наиболее важным и сложным вопросам. Он также возглавлял Совет по Исламскому Праву (Маджма’ аль-Фикх аль-Ислами), который издает фетвы по наиболее актуальным проблемам современности. Фетвы шейха ибн Бааза, относящиеся к вопросам развода, выявляют глубину его понимания сути вещей и способность к иджтихаду. Основа его фетв зиждилась на сострадании и понимании, что явилось величайшим благом для многих людей, как мужчин, так и женщин.

Он был муджадидом, который сочетал знание исламского права со знанием хадисов. Он знал хадисы и степень их достоверности. Он запомнил наизусть многие тома хадисов; он знал все о людях, передавших тот или иной хадис, а также правильное произношение их имен. Несмотря на то, что шейх ибн Бааз был слепым, с его помощью проверялись и корректировались многие тексты. Он представлял собой океан знаний, знакомый со мнениями разных ученых, никогда не ссорясь с ними. Едва ли кто-либо смог бы найти у шейха ибн Бааза хоть одну странную фетву. Он выбирал ”золотую” середину между двумя крайностями: теми, кто лишь только опирался на хадисы и не уделял должного внимания исламскому праву либо мнению ученых, и теми, кто только опирался на исламское право и умозаключения ученых-правоведов (фукаха), не уделяя должного внимания хадисам. Он сочетал преимущества двух областей знания: исламского права и хадисов.

Он был тем лидером, мнение которого было решающим. Все спорящие стороны принимали его мнение. Ученые могли ввязаться в дискуссию в его присутствии, но когда он говорил, дискуссия заканчивалась – они принимали и следовали его мнению. Они предоставили ему два голоса, тогда как остальные члены Комитета по Фетвам (Ладжнат аль-Фа тва)имели только один голос.

Что касается простых людей, то многие их них руководствовались лишь фетвами шейха ибн Бааза. Если существовали различные мнения у ученых по какому-либо вопросу, то простой обыватель мог сказать: ”Достаточно, дайте мне передышку! А что говорит шейх ибн Бааз?” Одно из величайших благ, ниспосланных через него, заключалось в том, что как ученые, так и простые люди воспринимали шейха ибн Бааза как лидера. Это является отличительной чертой, которая не присуща любому человеку в наше время.

Мы не утверждаем, что шейх обладал бoльшими знаниями, чем аш-Шафи, Ахмад либо Ибн Теймийя. Вовсе нет! Однако его значимость для нашего времени не менее важна, чем их значимость в свое время; поистине, его значимость для нашего времени может быть даже более существенна, поскольку он был крайне необходим людям, так как сегодня настоящих ученых гораздо меньше, чем раньше.

Он нисходил до уровня обычных людей, дабы помочь им понять какой-либо вопрос, и он не обращался с ними высокомерно. Очень часто он разговаривал с ними на просторечье,чтобы они лучше его понимали. Он был словно новатор в области фетв. Основа его фетв зиждилась на связи между его постановлением и Кораном с Сунной; он также мог упомянуть в своих фетвах мнение некоторых ученых. Многие же фетвы до него отличались тем, что они состояли только из некоторых комментариев, взятых из книг различных мазхабов по исламскому праву; в то же время фетвы ибн Бааза напрямую основывались на Коране и Сунне.

Он любил постоянно приносить пользу людям и использовал для этого всяческую возможность, как только она представлялась. Например, он сидел в мечети в ожидании молитвы и иногда слушал,как читает Коран сидящий рядом с ним человек. Если тот сталкивался с трудным словом, шейх спрашивал чтеца: ”Вы знаете,что означает это слово?”, а затем приступал к его разъяснению. Много раз я сидел дома у шейха, и если раздавался телефонный звонок, то после разговора он поворачивался ко мне и говорил: ”Этот человек задал мне такой-то вопрос, и мы ему дали такой-то ответ”. Если вопрос был особенно интересным, он нам рассказывал о нем, чтобы мы не чувствовали себя неловко.

Он был чрезвычайно смиренным и скромным человеком. Один из признаков его скромности заключался в том, что на своих занятиях он довольно редко давал собственные комментарии: слова авторов книг обычно оказывались достаточными. Складывалось впечатление, будто это было занятие для него, повторение или напоминание для собственной пользы. Его комментарий к труду ”Фатх аль-Бари” был крайне поверхностен – он давал пояснения лишь к тем местам, где считал это абсолютно необходимым. Он часто упоминал своих шейхов и возносил за них мольбу.

Часто он подписывал свои книги так: ”Нуждающийся в Милосердии своего Господа, Абдул-Азиз ибн Бааз, да простит его Аллах”.

Другим признаком его смирения являлось то, что он часто подходил к женщинам, стоявшим у его двери, помогал им материально, отвечал на их вопросы и т.д. Однажды он прервал дискуссию с некоторыми крупными учеными лишь ради того, чтобы ответить на вопрос женщины, которая позвонила ему по телефону. Когда некоторые из ученых высказали по этому поводу свое замечание, шейх ответил: ”Ей нужна помощь”.

Когда имам получал приглашение от дворника или сторожа Исламского Университета в то время, когда сам он был деканом Университета, то принимал его. Несмотря на то, что шейх был чрезвычайно занятым человеком, он старался принимать приглашения на свадьбы, поскольку Сунна призывает нас не отказываться от подобных приглашений.

Еще один признак его смирения и неприхотливости заключался в том, что он садился на пол для принятия пищи и скромно одевался. Он носил свободную бесцветную длинную рубаху, ниспадавшую не далее, чем до середины голени, и недорогой плащ. Одежда, обувь, трость – все выдавало в нем аскетичного человека, который не питает интереса к роскоши этого мира.

Он часто тратил свою зарплату на помощь нуждающимся людям, даже беря ради этого деньги в долг. Однажды с Филиппин было доставлено письмо на имя Его Превосходительства шейха, да будет милостив к нему Аллах. Это письмо пришло от какой-то женщины, которая писала: ” Мой муж был мусульманином. Христиане забрали его и бросили в колодец, оставив меня вдовой, а детей – сиротами. У меня нет никого, кроме Аллаха, да будет Он возвеличен и возвышен! Я спросила себя: ”Кому я могу написать на этом свете, кто помог бы мне после Аллаха?” Кроме шейха Абдул-Азиза ибн Бааза -никто, поэтому я надеюсь, что вы окажете мне помощь”. Шейх, да будет милостив к нему Аллах, обратился с письменной просьбой к соответствующим властям помочь этой женщине, однако они ответили,что не существует статьи для оказания помощи женщине, мужа которой бросили в колодец, добавив,что финансовые ресурсы ограничены. Тогда шейх дал указание своему писцу: ”Напиши для меня письмо, адресованное на имя распорядителя фонда, следующего содержания: ”Приветствую, вычтите 10 тысяч риалов из моей зарплаты и направьте их этой женщине”.

Он был чрезвычайно богобоязненным и честным человеком. Ему были доверены миллионные суммы, собранные в качестве милостыни и закята от мусульман, которые он распределял на надлежащие цели со всей тщательностью. Не будет преувеличением сказать, что через него прошли суммы, превысившие миллиард (риалов).

Он заботился о своих учениках. Когда он преподавал в аль-Хардже, ему удалось добиться для них выделения жилья и стипендии.

Он проводил для них занятия и собрания после утренней, полуденной, предвечерней молитв,а также между вечерней и ночной молитвами. Некоторые из его учеников, которые читали ему толкование Корана (тафсир) ибн Кясира между вечерней и ночной молитвами упоминают, что довольно часто он так был растроган прочитанным, что плакал, а иногда он плакал так долго, что занятие затягивалось, а он этого не замечал. Как только он это замечал, то прекращал занятие и приступал к чтению ночной молитвы. Он нередко обсуждал со своими учениками различные вопросы, особенно касавшиеся наследования. Он спрашивал о состоянии их дел, пытаясь при необходимости им помочь, и совершал вместе с ними поездки за город. Он никогда не забывал уделять должное внимание физическому развитию своих учеников, как, например, занятию бегом либо езде верхом, что полностью соответствовало Сунне, хадисам, переданным от Айши и Саламы ибн аль-Аква’.

Когда город аль-Далам начал страдать от наводнений в 1360 году по хиджре, шейх вышел и стал призывать людей сооружать насыпи. Из своего дома он приносил работавшим людям финики и кофе. Когда полчища саранчи обрушились на город, шейх вышел вместе с людьми, чтобы уничтожать насекомых пальмовыми листьями. Он очень рассудительно распоряжался завещанным на благотворительные цели имуществом, а также со всей необходимой тщательностью основывал учебные заведения. Когда он был назначен в администрацию Исламского Университета Медины в 1381 году по хиджре, он немедленно приступил к надлежащей заботе об учебных помещениях и студентах. Он проявлял заботу о тех, кто приезжал из других стран, снабжая их книгами и обучая из арабскому языку. Он брал в долг из фондов Университета – в счет вычета из его зарплаты – для оказания помощи бедным студентам. Однажды он обнаружил, что задолжал Университету 400 риалов из своей зарплаты за следующий месяц, и тогда он взял в долг деньги у некоторых шейхов для того, чтобы отдать эти деньги нуждающимся в них людям. Когда шейха назначили главой Бюро по Научным Исследованиям и Фетвам (”Идарат аль-Бухус аль-‘Ильмийа уаль-Ифта) в 1395 году по хиджре и он уезжал из Медины в Эр-Рияд, он произнес такую речь, что его коллеги и студенты не смогли сдержаться и у них потекли слезы.

На свете слишком мало людей, которых можно назначить на высокопоставленные должности, чтобы они потом не изменились в худшую сторону и не превратились в надменных тиранов.

Шейх ибн Бааз был талантливым администратором. Он получил назначение в администрацию Исламского Университета Медины, Бюро по Научным Исследованиям и Фетвам и администрацию Организации Крупных Ученых (Хай’ат Кибар аль-‘Улама’). Он являл собой тот тип человека, который умеет прекрасно распределять свое время в отношении работы, преподавательской деятельности, питания и встреч. Он уделял надлежащее внимание всем вопросам и всем людям.

Он являлся инициатором многих благотворительных проектов как, например, строительства мечетей и учреждений для заучивания наизусть Корана, исламских центров, центров по изучению шариатских наук. Одним из его величайших достижений явилось образование департаментов по религиозным делам во всех правительственных заведениях и представительствах, организация лекций и системы подачи вопросов и запросов, по которым выносились фетвы. Благодаря его усилиям, было превнесено столь много блага, истинный масштаб которого известен только Аллаху. Вследствие этого мы просим Аллаха, чтобы добрые деяния шейха ибн Бааза оказались тяжелы на Весах.

Он отличался великолепной способностью различать голоса, даже когда вокруг находилось много людей. Он мог распознать говорящего, даже если он не слышал его голос в течение многих лет. Он помнил мельчайшие подробности из жизни людей и спрашивал как у них обстоят дела, какова ситуация в их родных местах, как чувствуют себя их родственники, несмотря на то,что их могло быть слишком много.

Он очень часто поминал Аллаха, даже во время еды и между приемами пищи. Он часто говорил: ”Ля хауля уа ля кувата илля би Ллях” (Нет ни у кого ни силы, ни могущества, кроме как у Аллаха) и часто возносил мольбы Аллаху благословить пророка (салла Ллаху алейхи уа саллям). Если кто-нибудь говорил о пустяках в его присутствии, шейх обращался к нему со словами: ”Саббих, Саббих” (Восславь Аллаха, т.е. скажи Сюбхана Ллах). Он часто молчал, погруженный в свои мысли, а когда он слушал кого-либо, то наклонял чуть вперед свою голову и все внимание уделял собеседнику. У него была замечательная способность различать между теми, кто говорит правду и теми, кто лжет. Он также умел правильно подбирать людей для выполнения различных поручений.

Он был очень осторожен в вынесении фетв. Например, часто он говорил следующее: ” Нам нужно подумать над этим” или ”Это необходимо обмыслить. Я напишу в Комитет по Вынесению Фетв с тем, чтобы мы могли обсудить этот вопрос с нашими братьями (по вере)”. В течение 20 лет он говорил мне это много раз, когда я ему задавал сотни вопросов. Во время проведения занятий во дворе Мечети Масджид аль-Харам в Мекке, который был заполнен людьми, он никогда не стеснялся сказать: ”Мне не слишком ясен этот вопрос”.

Он был полон страха перед Аллахом; шейх нередко плакал и бывал тронут до глубины души так сильно, что даже прерывал занятие, когда его переполняли эмоции. Аллах говорит (перевод смысла):
”… Beдь страшатся Aллaxa из Eгo paбoв только обладающие знанием …” (сура 35, аят 28).

Он бывало плакал, когда обсуждал историю, случившуюся с Ка’бом ибн Маликом, клевету против Айши (аль-ифк), клятву верности ансаров пророку (аль-байя), бедуина, чье животное сломало ему шею и несмотря на то, что он сделал мало, ему была дарована великая награда.

Шейх ибн Бааз безустанно поклонялся Аллаху и прилагал все усилия, чтобы повиноваться Ему. Один из спутников шейха, сопровождавший его в поездке из Ат-Таифа в Эр-Рияд рассказывал: ” Когда наступила середина ночи, а было около 2 часов по полуночи, шейх сказал своим спутникам: ”Похоже, что мы устали. Давайте сделаем привал и поспим”. Мы остановились, и едва наши ноги коснулись земли, заснули. Наиболее добродетельные среди нас помолились один либо три раката, прежде чем заснуть. Шейх тоже стал молиться, а когда люди, бывшие с ним в поездке, проснулись перед утренним намазом, то они увидели, что шейх все еще молится.

Я думаю, а Аллаху это ведомо лучше, что он оказался в числе тех трех людей, кому улыбнется Аллах. Об этих людях сообщается в следующем хадисе пророка (да благословит его Аллах и приветствует): ”Человек, который встречает врага на поле битвы и храбро сражается до тех пор, пока он либо не будет убит, либо не расчистит путь своим товарищам; группа людей, находящихся в дороге и проехавших добрую часть ночи, пока им сильно не захочется коснуться земли (т.е. остановиться и отдохнуть) и они делают привал, а один из них отходит немного в сторонку и начинает молиться до тех пор, пока не наступает время разбудить своих товарищей для продолжения пути; и человек, которому доставляет неудобства сосед, однако он терпеливо их сносит, пока их не разлучит либо смерть, либо переезд одного из них.” (имам Ахмад, сборник ”Аль-Муснад”, 20377; ”Сахих аль-Джами’ ”, 3074).

Аллах благословил шейха тем, что он стал известен во всем мире. Один из тех (мусульман), которые занимаются призывом к Исламу, рассказывал,что однажды он отправился в поездку в одно из государств Центральной Африки: ”Мы повстречали какую-то пожилую женщину, которая спросила нас: ”Откуда вы ? ” Мы ответили ей через переводчика, что из Саудовской Аравии, на что она сказала: ”Передайте мои приветствия (букв. салям – прим. переводчика) шейху ибн Баазу! ” Некоторые из неимущих людей из Непала, которые приезжали в Саудовскую Аравию в поисках работы, спрашивали у работодателей о шейхе ибн Баазе.

Он был великим учителем, который уделял внимание приоритетам при обучении людей в соответствие с общепринятым положением, что прежде чем приступить к обучению человека чему-либо крупному, следует преподать ему азы.

Он прекращал отвечать на вопросы, когда наступало время ответить на призыв муэдзина. Если он пропускал или забывал что-либо, то немедленно это исправлял. Он никогда не пропускал поминания Аллаха после намаза несмотря на то, что вокруг него толпился народ,задавая ему вопросы либо обращаясь к нему со своими просьбами. Он прерывал разговор, чтобы прочитать зикр при выходе из мечети.
Он по-доброму и справедливо относился к двум своим женам и совершал молитву-сунну вечернего намаза в доме той жены, у которой он проводил ночь.

Невозможно сосчитать сколько раз он ходатайствовал за других людей. Он платил ”закят” за свое высокое положение, также как он платил ”закят” за свое знание, в соответствие со словами пророка (да благословит его Аллах и приветствует): ”Ходатайствуйте, и вы будете вознаграждены (Аллахом)”. Он ходатайствовал за пожилых людей и молодежь, за рабочих. Сколько студентов было принять в университеты, скольким беднякам была оказана помощь, скольким рабочим удалось привезти своих жен в Королевство благодаря ходатайству шейха ибн Бааза!

Он всегда стремился примирить мужей и жен, а также любых людей, раздираемых спорами и противоречиями.

Он был очень терпеливым, терпимым и снисходительным человеком. Однажды, занимая должность судьи в аль-Даламе, к нему вошел мужчина, ругаясь и обзывая его дурными словами, однако шейх продолжал сохранять спокойствие и не отвечал. Затем шейх ибн Бааз отправился в хадж, а оскорбивший его человек скончался. Когда его тело доставили для чтения погребальной молитвы, имам мечети отказался её совершить. Он знал о произошедшем инциденте и сказал: ” Я не совершу молитву за того, кто оскорбил ученого. Идите вы сами и помолитесь за него”. По возвращении из хаджа шейху сообщили о смерти оскорбившего его человека и о том, что произошло после этого. Услышав о случившемся, шейх испросил милости за покойного и высказал порицание имаму. Шейх попросил людей отвести его на могилу покойного, где он помолился и прочел ему дюа. За несколько дней до кончины шейха я сказал ему: ” О, шейх! Я хочу попросить тебя о прощении, ведь может быть я совершил какую-нибудь ошибку или я как-то неправильно вёл себя по отношению к тебе или я что-нибудь неправильно понял, о чем ты говорил, или что-нибудь неправильно передал от тебя”. Он ответил: ” Я прощаю, я прощаю, да простит тебя Аллах! ”

Он был очень щедрым человеком. Я сам был свидетелем, как он отдал свой плащ человеку, попросившему его. Он никогда не питался один. У него всегда было много гостей, и он не приступал к еде, пока остальные не садились за стол вместе с ним. Заболев, он сказал нам, когда была готова еда: ” Пожалуйста, идите и поешьте, а меня прошу извинить! ”

Аллах благословил его цепким умом, и он не был поражен старческим слабоумием. Даже совершенно незначительная забывчивость, пришедшая с возрастом, не оказала влияние на его способности выносить фетвы либо вспоминать доказательства, сосредотачиваться на каких-либо вопросах и понимать их , несмотря на то, что ему пошел девятый десяток лет. За несколько дней до смерти я спросил шейха о женщине, которая умерла, не выполнив своего обязательства совершить сай ( бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва,являющегося частью паломничества) – может ли её сын совершить сай за неё ? Он ответил: ” Со смертью ничего не поделаешь, она неизбежна. Её сын может совершить сай за неё, равно как он может и совершить хадж за неё”. Затем он добавил необходимое дополнительное условие: ” Однако он должен быть в ритуальном состоянии ихрама при совершении сай за неё”. Я спросил: ”То есть ему следует войти в состояние ихрама для совершения умры, сделать обход Каабы (тауваф) и сай, и прежде чем он сострижет волосы ему следует совершить сай за свою мать? ” Он ответил: ” Либо до совершения его собственной умры после того, как он вошел в состояние ихрама”. Именно такая ясность мысли не покидала шейха до конца жизни.

Он работал до последнего издыхания, а его занятия продолжались вплоть до его болезни. Проводимые им занятия после утренней молитвы по четвергам длились более трех часов.
Он работал на протяжении 58 лет и ни разу не взял отпуск. Он никогда не спал более 4-5 часов в сутки. У него было право уйти на пенсию с полным сохранением жалованья еще 20 лет назад, однако он продолжал служить Исламу и оказывать поддержку этой религии.

После того, как он заболел, и мучившая его боль чуть отступала, шейх говорил своим писцам и помощникам: ” Продолжайте и читайте мне то, что у вас есть ”. И они приступали к чтению писем, посланий, заявлений о разводе и спорных вопросах, прошений о ходатайстве и т.д., что могло помочь стране и людям

Вчера вечером, в ночь на четверг, он просидел в кругу своей семьи и детей до полуночи, а затем пошел спать. В 2 часа ночи боль усилилась, и его душа отправилась на встречу со своим Творцом на рассвете в четверг 27 числа месяца мухаррам 1420 года хиджры в городе Ат-Таиф, что находится в западной части Королевства Саудовская Аравия.

Шейх, да будет милостив к нему Аллах, стал страдать от боли и инфекции в пищеводе во время поста в прошлый рамадан. Его не раз госпитализировали, но он никогда не стенал и не жаловался. Когда боль становилась совсем невыносимой, это можно было заметить по гримасе на его лице, и единственное, что он делал, так это клал свою руку на грудь, на то место, где ощущалась боль. Его смерть – это большое несчастье. Люди единобожия (таухид) были ошеломлены этим болезненным и скорбным известием, но все, что остается в наших силах – терпеливо принять волю и предопределение Аллаха и говорить то, что угодно Аллаху (в таких случаях): ”Инна ли Лляхи уа инна иляйхи раджи’ун. Аллахумма аджурна фи мусибатина уа ахлиф ляна хайран минха” (Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся! О, Аллах! Вознагради нас в несчастье нашем и дай нам взамен нечто лучшее!”.

Его будет не хватать пожилым женщинам, которые по случаю его кончины прольют немало слез. Многие женщины заболели, услышав скорбное известие.

Его будет не хватать соседям, которые просыпались на утреннюю молитву от звука трости, которой он стучал в их двери, отправляясь на намаз. Таким образом соседи узнавали, что приближалось время молитвы. Его будет не хватать в углах мечетей, михрабах и минбарах. Его будет не хватать земле, по которой он ходил, направляясь в мечеть и на занятия и возвращаясь оттуда, однако земля будет свидетельствовать в его пользу, ин ша’а Ллах, когда она поведает о всем, добром и злом, что на ней происходило: ” …в тoт дeнь она (земля) paccкaжeт cвoи вecти (о все добром и злом, что на ней творилось), пoтoмy чтo Гocпoдь твoй внyшит eй (поведать об этом)” (сура 99, аяты 4-5).

Две группы врагов Аллаха возрадуются смерти шейха: лицемеры, стремящиеся удалить Ислам из людских сердец, и заблудшие последователи нововведений в религии (бид’а) и собственных страстей.

Он был как бельмо на глазу у лицемеров-мунафиков. Его фетвы крушили их дурные помыслы и посредством шейха Аллах отвел много зла и вреда. Он вызывал у них сильное раздражение, и они надеялись на его смерть, а некоторые из них даже говорили: ”Женщины смогут делать то-то и то-то, когда умрет шейх, а мы получим передышку от его строгих фетв”. Да, шейх скончался, но их надежды все еще не сбылись! Мы просим Аллаха, чтобы такие люди никогда не достигли того, что желают!

А что сейчас ?

Наша утрата тяжела и наше горе велико, но мы можем найти утешение в следующем:

1. Смерть пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Айша передала: ”Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) открыл дверь своего дома либо отдернул занавеску и увидел людей, молящихся за Абу Бакром. Он возблагодарил Аллаха, потому что увидел, что с людьми все в порядке, надеясь, что Аллах заменит людям его утрату нечто таким, чего он не может узреть. Он сказал: ”О, люди! Когда кого-нибудь из людей либо верующих поразит несчастье, пусть он утешится той мыслью, что это несчастье (т.е. смерть пророка (да благословит его Аллах и приветствует)) тяжелее, чем то, что он переживает. После моей смерти ни одного из членов моей общины (уммы) не поразит бoльшее несчастье, чем утрата меня.” (ибн Маджа, 1588; Сахих аль-Джами’, 7879).

2. Мы знаем, что Ислам не зависит от какого-то одного человека. Аллах – Милостив, и Он дарует этой умме того, кто будет (и далее) направлять её и вести по пути знания, справедливости и наследия пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

3. Остались ученики шейха, ученые и жаждущие знаний люди.

4. Остались его ”бессмертные детища”, т.е. книги, фетвы, научные работы и записанные лекции. Знание,оставленное ученым, является его ”бессмертным детищем”.

5. Сны, которые касаются шейха, являющиеся добрым знаком, что с ним все в порядке. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что сны являются частью пророчества. Только что мне рассказали, что одна женщина увидела во сне, что в ночь кончины шейха, она лицезрела как свет забирается с земли и возносится к небесам. Проснувшись утром, она узнала, что только что умер шейх.

Мы не должны сейчас забывать о наших обязанностях перед шейхом, как то: просить у Аллаха ниспослать ему милость, читать за него дюа, распространять его труды, а также вести о его добродетели и характере, следовать его методологии, которую он черпал из Корана и Сунны.

О, Аллах! Прости Абдул-Азиза ибн Бааза, окажи ему милость, сделай просторной его могилу и наполни её светом! Возвысь его положение среди идущих по Прямому Пути и среди многих Твоих творений в День Суда! Прости нас и его, о, Господь миров! Допусти его в достопочтенное место в День Воскресения! О, Аллах! Даруй мусульманам добро, ведь Ты-Всеслышащий, Отвечающий на мольбы и Ты – Близкий (к рабам своим)!

Дополнение к статье 

Имя: Абдулазиз бин Абдулла бин Баз

Страна: Саудия

Биография и информация о жизни: шейх Абдулазиз бин Баз رحمهاللهродилсявзуль-хиджже 1330 г. вг. Эр-Рияд. Вначалеонбылзрячим, нов 1346 г. егопостиглаглазнаяболезнь, иегозрениеослабелоиполностьюпропалов 1350 г. ОнвыучилнаизустьСвященный Коран до совершеннолетия, усердно получал знания у ученых в Эр-Рияде, и когда он выделился в своем знании шариатских и языковых наук, его назначили судьей (в 1357 г.). Он не прекращал требовать знания вплоть до своей смерти رحمهالله, онпостоянноизучалновое и преподавал, и его не отвлекали от этого занимаемые им чины и должности. Особенно много он занимался изучением хадисов и связанных с ними наук.

Его шейхи: он получал знания от многих ученых, среди них:

* шейх Мухаммад бин Абдуллатиф, судья Эр-Рияда,
* шейх Салех бин Абдулазиз,
* шейх Саъд бин Хамад бин Атикъ, судья Эр-Рияда,
* шейх Хамад бин Фарес, заместитель бейт аль-маль в Эр-Рияде,
* шейх Мухаммад бин Ибрагим бин Абдуллатиф Аль аш-шейх, муфтий КСА, и он посещал его халакъаты около 10 лет и учил у него все шариатские науки с 1347 по 1357 гг.,
* шейх Саъд Ваккас аль-Бухари, ученый из Мекки, у него он взял таджвид в 1355 г.

Его должности и работа. Шейх занимал много должностей:

1. Он возглавлял Организацию больших ученых в Королевстве;
2. Возглавлял Постоянный комитет по научным исследованиям и выдаче фатв в вышеупомянутой организации;
3. Являлся членом и председателем учредительного собрания Лиги исламского мира.
4. Был председателем Высшего мирового совета по мечетям.
5. Возглавлял Академию исламского фикха в Мекке при Лиге исламского мира.
6. Являлся членом Высшего собрания при Исламском университете в Медине.
7. Был членом Высшей организации по исламскому даъвату в Королевстве.

Его деятельность не ограничивалась работой на вышеперечисленных должностях. Он давал лекции, посещал научные собрания, давал комментарии, занимался повелением к одобряемому и запрещением порицаемого.

Его сочинения. Их очень много, среди них:

1. «Маджмуъ фатава» и различные статьи.
2. «аль-Фаваид аль-джалия филь-мабахис аль-фардыя».
3. «ат-Тахкъикъ валь-идах ликасир мин масаиль аль-хаджж валь-умра ваз-зияра».
4. «Предупреждение против нововведений», включающее в себя 4 статьи.
5. Два кратких послания про закат и сыям.
6. «Правильная акъида и то, что ей противоречит» и другие сочинения.

Его кончина: 

Шейх رحمهالله скончался в четверг, 17 мухаррама 1420 г. ввозрасте 89 лет, которые он провел в усердии, старательности, благих делах, требовании знаний, обучения, даъвату к Аллаху, исполнению нужд мусульман, помощи им, да помилует его Аллах и простит ему, поместит в Свои райские сады и соберет нас с ним по Своей милости.

После джумъа-намаза за него сделали джаназу так много людей, что их число знает только Всевышний Аллах, и в этом было доказательство любви людей к нему, да помилует его Аллах.

Подготовлено сайтом http://www.al-iman.ru

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!