С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Коран является несотворенным Словом Аллаха, и вера в это относится к одним из основных воззрений приверженцев Сунны.
Всевышний сказал: «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха». (Сура «ат-Тауба», аят 6.) Комментаторы единодушны, что под Словом Аллаха здесь подразумевается Коран. См. Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азим», т. 2, стр. 444.
Всевышний также сказал: «Читай Писание твоего Господа, ниспосланное тебе в откровении. Нет замены Его Словам». (Сура «аль-Кахф», аят 27). По этому поводу есть много других аятов и достоверных хадисов.
Выдающийся мусульманский теолог Абу Джафар ат-Тахави писал: «Коран – это Слово Аллаха. Он произнес его в виде слова, которое мы не описываем, и ниспослал его Своему посланнику в виде откровения. Правоверные же уверовали в это и убеждены в том, что он действительно является Словом Всевышнего Аллаха, и что он не сотворен в отличие от слов творений. Кто слышит его и предполагает, что это – слово человека, тот является неверующим. Таким людям Аллах высказал упрек и порицание и пригрозил преисподней за слова: «Это – не что иное, как слова людей». (Сура «аль-Муддассир», аят 25.). Мы же знаем и убеждены в том, что он является Словом Творца людей и не похож на слова людей». См. Ибн Абу аль-Изз, «Шарх аль-Акида ат-Тахавийа», стр. 168.
Однако далеко не все богословы разделяют эти праведные воззрения. Философы, например, считают, что речь Аллаха – это то, что порождает в душе человека идеи и мысли. Мутазилиты[1] и джахмиты[2] считают, что речь Аллаха является творением, которое полностью отделено от Творца. Килабиты[3] и ашариты[4] считают, что речь Аллаха представляет собой извечный смысл, который существует самостоятельно, и если Аллах выражает его в словах на арабском языке, то он превращается в Коран, а если Он выражает его в словах на древнееврейском языке, то он превращается в Тору. При этом сами слова они считали сотворенными. Абу Мансур аль-Матуриди[5] говорил, что речь Аллаха подразумевает существующий самостоятельно смысл, который Аллах создает в творении. Некоторые из сторонников калама и приверженцев Сунны считали, что речь Аллаха представляет собой буквы и звуки, которые существуют извечно. Каррамиты[6] и некоторые другие также считали, что речь Аллаха – это буквы и звуки, однако они полагали, что до их произнесения Аллах не обладал даром речи. Известный богослов Ибн Абу аль-Изз аль-Ханафи в своем комментарии к книге «аль-Акида» имама ат-Тахави перечислил девять различных мнений о том, что представляет собой речь Аллаха. См. Ибн Абу аль-Изз, «Шарх аль-Акида ат-Тахавийа», стр. 168-169.
Приверженцы Сунны и единой общины считают, что Аллах всегда обладал способностью разговаривать и может заговорить, когда пожелает и как пожелает, и его речь можно услышать.
Ибн аль-Джаузи писал, что высказывания о том, что Коран является несотворенным Словом Аллаха, принадлежат целому ряду сподвижников, в том числе Правдивейшему Абу Бакру, Умару б. аль-Хаттабу, Усману б. Аффану, Али б. Абу Талибу, Абдуллаху б. Масуду, Хаббабу б. аль-Аратту, Абдуллаху б. Аббасу, Абдуллаху б. Умару, Абдуллаху б. Амру, Имрану б. аль-Хусайну, Абу Саиду аль-Худри, Убаде б. ас-Самиту, Абу Хурейре, Икриме б. Абу Джахлю, Аише бт. Абу Бакр, Асме бт. Абу Бакр. Он также отметил, что не знал сподвижников, которые высказывали бы противоположное мнение. См. Ибн аль-Джаузи, «Аджаиб Улум аль-Куран», стр. 52.
Имам аль-Ашари сказал: «Высказывания о том, что Коран не сотворен и что убежденный в обратном является неверующим, принадлежат бесчисленному множеству богословов и знатоков хадисов и преданий. Среди них особо выделяются аль-Хамадан, ас-Саури, Абд аль-Азиз б. Абу Салама, Малик б. Анас, аш-Шафии и его соратники, Абу Ханифа, Ахмад б. Ханбал, аль-Лейс б. Саад, Суфьян б. Уйейна, Хишам, Иса б. Йунус, Хафс б. Гийас, Саад б. Амир, Абд ар-Рахман б. Махди, Абу Бакр б. Аййаш, Ваки, Абу Асым ан-Набиль, Йала б. Убейд, Мухаммад б. Йусуф, Бишр б. Муфаддаль, Абдуллах б. Давуд, Салам б. Абу Мути, Ибн аль-Мубарака, Али б. Асим, Ахмад б. Йунус, Абу Нуейм, КУбеййс б. Укба, Сулейман б. Давуд, Абу Убейд аль-Касим б. Салам, Йазид б. Харун и многие другие. Если мы продолжим перечислять имена богословов, которые придерживались этих воззрений, то это займет у нас много времени, однако тех имен, что мы уже перечислили, вполне достаточно». См. Аль-Ашари, «аль-Ибана ан Усуль ад-Дийана», стр. 90-91.
Это мнение подтверждается множеством аятов и достоверных хадисов. Всевышний сказал: «Чья речь правдивее речи Аллаха?» (Сура «ан-Ниса», аят 87.), «Аллах вел беседу с Мусой (Моисеем)» (Сура «ан-Ниса», аят 164.), «Мы подали ему глас с правой стороны горы и подозвали его поближе тихим голосом». (Сура «Марьям», аят 52.)
В достоверном хадисе, переданном аль-Бухари, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал молитву для аль-Хасана и аль-Хусейна и говорил: «Я прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы они защитили вас от всякого дьявола и ядовитых тварей и от всякого дурного глаза». При этом он добавлял: «Ваш предок читал эту молитву Исмаилу и Исхаку». См. Аль-Албани, «Сахих аль-Калим ат-Таййиб», стр. 81-82.
Известно, что обращение за помощью и покровительством является одной из форм поклонения, и если бы слова Аллаха были творением, то эта молитва пророка, e, содержала бы элементы многобожия. Упаси нас Аллах от подобных мыслей!
Первым, кто начал активно распространять еретические воззрения о сотворенности Корана, был аль-Джахм б. Сафван, известный по прозвищу Абу Мухриз. Его деятельность привлекла к себе внимание богословов в 102 г.х. Он полностью отрицал свободу воли и божественные качества. Он вел ожесточенные дискуссии в Хорасане, Термезе и Мерве с мурджиитами, мутазилитами и антропоморфистами, которые не разделяли его взглядов. По мнению большинства историков, он был казнен в 128 г.х. в Мерве за свои еретические взгляды. Шейх-уль-ислам Ибн Теймиййа в книге «аль-Фатва аль-Хамавийа аль-Кубра» писал: «Впервые подобные взгляды стал исповедовать Джуд б. Дирхам, от которого их перенял аль-Джахм б. Сафван. Он начал распространять эти взгляды, и поэтому джахмиты ссылаются именно на него. Рассказывают, что Джуд перенял эти взгляды от Абана б. Самаана, который перенял их от Талута, который в свою очередь перенял их от брата своей матери ЛУбейда б. аль-Асама. Это был тот самый иудей-колдун, который околдовал пророка, мир ему и благословение Аллаха».См. Иваджи, «Фирак аль-Муасыра», т. 2, стр. 990.
Опровержению воззрений джахмитов имам аль-Ашари посвятил целую главу книги «аль-Ибана ан Усуль ад-Дийана». Эта глава называется «Доказательства того, что Коран является речью Аллаха и не был сотворен». Принимая во внимание важность этого вопроса и убедительность приведенных в ней доводов, я решил процитировать ее полностью.
[1] Представители первого крупного направления в каламе, которое появилось между 105 и 110 гг.х. Они получили такое название в связи с обособлением от кружка аль-Хасана аль-Басри в Басре его учеников Василя б. Ата и Амра б. Убейда. Воззрения этой школы окончательно сформировал Абу аль-Хузейл аль-Аллаф.
[2] Последователи школы, разделявшей воззрения Джахма б. Сафвана.
[3] Последователи школы, эпонимом которой был Абдуллах б. Саид б. Килаб.
[4] Представители еще одного направления в каламе, возникшего в III веке после хиджры. Эпонимом этой школы был Абу аль-Хасан аль-Ашари, который впоследствии отказался от собственных ошибочных взглядов и стал исповедовать воззрения праведных приверженцев Сунны.
[5] Основатель и эпоним одного из крупнейших направлений в каламе, возникшего в III веке после хиджры. Будучи современником имама аль-Ашари, он делал все возможное для опровержения мутазилитсткой ереси. Большая часть его вероубеждений совпадала с воззрениями имама Абу Ханифы ан-Нумана б. Сабита, хотя по некоторым вопросам он расходился с ним во мнениях.
[6] Последователи школы, эпонимом которой был Абу Абдуллах Мухаммад б. Каррам.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Оставить ответ