С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Это то, что дошло до нас от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из его речи и действий, которыми он не обязывал совершать (других) и не осуждал никого, кто их не совершал.
Этот раздел относится к тем действиям связанных с омовением, которые не являются обязательными, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, строго их не придерживался или не осуждал кого-либо не соблюдавшего их. Этими действиями являются нижеследующие:
1. Произношение «Бисмиллях» начиная омовение
Есть некоторые слабые хадисы, в которых упоминается это действие, и все цепи этих хадисов указывают на тот факт, что есть основание для совершения этого действия. В любом случае это хорошее деяние и в общих чертах является частью шари’ата.
2. Использование зубочистки /сивак/
В это действие входит использование зубочистки или подобного предмета для очищения зубов. Лучшее, что можно использовать для этой цели – это веточка от дерева арак, которое произрастает в Хиджазе. Применение (этой веточки) укрепляет десна, предохраняет зубы от кариеса, помогает пищеварению и облегчает мочеиспускание. Эта часть Сунны совершается используя любой предмет типа зубной щетки и т.п., который удаляет желтый налет на зубах и очищает рот.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Если бы я (не боялся) обременить членов своей уммы, то велел бы использовать зубочистку при каждом омовении». Этот хадис передали Малик 146, аш-Шафи’и, аль-Байхакъи 1/35, аль-Хаким 1/245[1].
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Сивак – это чистота полости рта и довольство Господа (вами)”». Этот хадис передали Ахмад 6/47, ан-Насаи 5, Ибн Маджах 289, ад-Дарими 681, Ибн Хузайма 135 и ат-Тирмизи.[2]
Использовать сивак можно в любое время, но в пяти случаях это особенно одобряется:
1. Омовение
2. Молитва
3. Чтение Корана
4. Пробуждение от сна
5. Когда во рту появляется неприятный запах.
Постящиеся или не постящиеся люди могут использовать сивак в начале, конце или в течение любого времени дня. Об этом сообщается в хадисе ’Амира ибн Рабиа’, да будет доволен им Аллах, который сказал:«Я много раз видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы сиваком в то время, когда он постился». Этот хадис передали Ахмад 3/445, ат-Тирмизи 725, Абу Дауд 2364, Ибн Хузайма 2007.[3]
Также является Сунной промывание сивака после использования.
Сообщается, что ‘Aиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, использовав свой сивак, давал его мне. Я промывала его, затем пользовалась и снова промыв возвращала его пророку». Этот хадис передали Абу Дауд 52 и аль-Байхакъи 1/39.[4]
Сунной является чистить рот пальцем для того, у кого нет зубов.
Передают, что ‘Aиша, да будет доволен ею Аллах, однажды сказала: «O посланник Аллаха, должен ли чистить рот беззубый?» Он ответил: «Да». Она спросила: «А как?» Он сказал: «Пальцем». Этот хадис передал ат-Табарани.[5]
3. Обмывание рук три раза в начале омовения
Об этом сообщается в хадисе Аус ибн Ауса ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, который рассказывал:«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение и он помыл руки три раза». Этот хадис передали Ахмад 4/9, ад-Дарими 689 и ан-Насаи 1/64[6].
Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Когда кто-нибудь из вас просыпается ото сна, пусть не окунает руку в сосуд до тех пор, пока трижды не помоет ее, ибо он не знает, где ночевала его рука». Этот хадис передали аль-Бухари 162, Муслим 278, ат-Тирмизи 24, ан-Насаи 1/99, Ибн Маджах 395, но аль-Бухари не упомянул о том, сколько раз моют руки.
4. Прополаскивание рта три раза
Лакъит ибн Сабра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Если совершаешь омовение, то прополосни рот». Этот хадис передали Абу Дауд 144 и аль-Байхакъи 1/52.[7]
5. Промывание носа водой три раза
Aбу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Если кто-нибудь из вас совершает омовение, пусть втянет воду в ноздри, а затем выдует ее». Этот хадис передали аль-Бухари 161-162, Муслим 237, Абу Дауд 140 и ан-Насаи 1/65, 66.
Сунной является использование правой руки для подношения воды к носу и левой руки при выдувании воды из носа.
Сообщается, что однажды ‘Али, да будет доволен им Аллах, попросил воды для омовения. Он прополоснул рот, втянул воду в ноздри и выдул ее с помощью левой руки и повторил это три раза а затем сказал: «Именно так совершал омовение пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передали Ахмад 1078 и ан-Насаи 91.[8]
Прополаскивание рта и носа считается выполненным, если вода попадет в рот и нос любым способом, но правильное и достоверное (действие, которое передается) от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то, что он не разделял эти действия.
Передают, что ‘Абдуллах ибн Зайд рассказывал:«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прополаскивал свой рот и нос одной рукой и делал это три раза».
В другой версии этого хадиса говорится:«Он очищал рот и нос зачерпывая воду три раза». Текст хадиса согласован.[9]
(Также) Сунной является обильное применение воды во время совершения этих действий, кроме того случая, когда человек постится.
Сообщается, что Лакъит, да будет доволен им Аллах, сказал:«Я сказал: о посланник Аллаха, объясни мне, как совершить омовение?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
“Соверши омовение должным образом, стараясь, чтобы вода проникла между твоими пальцами. Используй побольше воды при промывании носа, если ты не постишься”». Этот хадис передали Абу Дауд 142, аш-Шафи’и 1/30, Ахмад 4/33, ат-Тирмизи 38 и 788, ан-Насаи 87 (1/66 и 69), Ибн Маджах 407. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис”. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Къатан, ан-Навави и Ибн Хаджар[10].
6. Прочесывание бороды пальцами
Передают, что ‘Усман, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочесывал пальцами бороду». Этот хадис передали Ибн Маджах 430, а Ибн Хузейма 1/78 и 79 и ат-Тирмизи 31 подтвердили его достоверность[11].
Анас, да будет доволен им Аллах, сообщил, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение, он взял горстку воды под челюсти и прочесал бороду, а затем сказал:«Так велел мне (поступать) Всевышний Господь». Этот хадис передали Абу Дауд 145, аль-Байхакъи 1/54 и аль-Хаким 1/250.[12]
7. Проникновение воды промеж пальцев рук и ног
Это пришло из хадиса Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Когда совершаешь омовение сделай так, чтобы вода проникала промеж пальцев рук и ног». Этот хадис передали Ахмад 1/287, ат-Тирмизи 39 и Ибн Маджах 447.[13]
Сообщается, что Аль-Мустаурад ибн Шаддад, да будет доволен им Аллах, сказал:«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мыл промеж пальцев ног мизинцем». Этот хадис передали Ахмад 4/229, Абу Дауд 148, ат-Тирмизи 40 и Ибн Маджах 446.[14]
Также сказано, что при совершении омовения желательно двигать кольца, браслеты и тому подобные вещи[15]. Даже притом, что эти сообщения не достигли степени достоверности, можно совершать их, поскольку они попадают под общую категорию завершения и совершенствования омовения.
8. Повторение каждого действия по три раза
Это Сунна, которой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почти всегда следовал. А то, что он действовал по-другому, то это указывает на то, что другие действия являются допустимыми.
‘Амр ибн Шу’айб передал со слов своего отца и деда, да будет доволен ими Аллах:
«Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел один бедуин и спросил его об омовении. Он показал ему, как вымыть каждую часть по три раза и сказал:«Таким является омовение. А кто сделал сверх этого, поступил неправильно, переступил границы и злоупотребил». Этот хадис передали Ахмад 2/180, ан-Насаи 140 и Ибн Маджах 422.[16]
Передают со слов ‘Усмана, да будет доволен им Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повторял каждое действие три раза». Этот хадис передали Ахмад 1/57, Муслим 9/230 и ат-Тирмизи 44.
Также достоверно то, что были случаи, когда он, да благословит его Аллах и приветствует, совершал каждое действие только один или два раза. Согласно большинству сообщений, он, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал свою голову только один раз.
9. Начинание каждого действия с правой стороны.[17]
Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, надевая обувь, расчесывая волосы, очищаясь и совершая любые другие дела, любил начинать с правой стороны». Этот хадис передали аль-Бухари 168, Муслим 268, Абу Дауд 33, ат-Тирмизи 608, ан-Насаи 1/78, Ибн Маджах 401.
Передают со слов Aбу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Когда вы одеваетесь или совершаете омовение, то начинайте с правой стороны». Этот хадис передали Ахмад 2/354, Абу Дауд 4141, ат-Тирмизи 1766, ан-Насаи в «аль-Кубра» 5/482, Ибн Маджах 402, Ибн Хузайма 178, аль-Байхакъи 1/86.[18]
10. Растирание частей тела водой
Это означает растирать части тела водой во время их обмывания.
Передают, что ‘Абдуллах ибн Зайд, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли две трети мудда воды с которой он совершил омовение и принялся тщательно растирать руки до локтей». Этот хадис передали Ахмад 4/39 и Ибн Хузайма 118 который назвал его достоверным[19].
Он же передал другое сообщение:«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение, растирая части тела». Этот хадис передали Абу Дауд ат-Тайалиси, Ахмад 4/39, Ибн Хиббан 1083 и Абу Йа’ля.
11. Соблюдение последовательности в действиях
Каждую часть тела следует вымыть одну за другой в предписанной последовательности. Совершающий омовение не должен отделять обмывание различных частей тела делами, не связанных с омовением, поскольку это считается отходом от принципов омовения. Такой является Сунна, и так поступали мусульмане ранних и поздних поколений.
12. Протирание ушей
Сунной является протирание внутренней части ушей указательными пальцами, а внешней части большими пальцами с водой, которая используется для обтирания головы, поскольку уши являются частью головы.
Аль-Микъдам ибн Ма’дикариб, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время совершения омовения протер свою голову и уши изнутри и снаружи. Он также вставил свой палец во внутрь уха (прочищая его)». Этот хадис передали Абу Дауд 121, Ибн Маджах 442 и ат-Тахави.[20]
При описании омовения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ибн ‘Амир, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал:«Он протер свою голову и уши одним протиранием». Этот хадис передали Ахмад и Абу Дауд 133.[21]
В другой версии этого хадиса говорится:«Он обтер свою голову и внутреннюю часть ушей указательными, а внешнюю большими пальцами».
13. Удлинение «полос света»
Что касается удлинения «полос света» на голове, то это означает обмывать переднюю часть головы, которая является дополнением к обязательному обмыванию лица. Что касается удлинения «полос света» рук и ног, то это значит мыть локти и щиколотки. Также это относится к обмыванию выше локтей и лодыжек.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«В день воскресения люди из моей общины придут с сияющими белыми звездочками на лбу и белыми кольцами на руках и ногах от следов омовении».
Абу Хурайра сказал: «И если кто-либо из вас сможет увеличить это сияние, пусть сделает это». Этот хадис передали Ахмад 2/400, аль-Бухари 136 и Муслим 246.
Абу Зур’a сообщил:«Однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, попросил воды для омовения. И совершая омовение он вымыл свои руки выше локтей, а ноги выше щиколоток. Я спросил: «Что это?» Он сказал: «Это – степень приукрашивания». Этот хадис передал Ахмад 2/232 и текст принадлежит ему, хадис является достоверным и соответствует условиям аль-Бухари и Муслима.
14. Экономия воды, находясь даже у моря
Aнас, да будет доволен им Аллах, сказал:«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая ѓусль (купание) использовал воды от сa’a[22] до 5 муддов[23]. А (малое) омовение совершал с одним муддом воды». Этот хадис передали аль-Бухари 201 и Муслим 325.
‘Убайдуллах ибн Абу Йазид рассказывал, что однажды один человек спросил Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими:
«Сколько мне воды достаточно для омовения?» Он ответил:
«Один мудд». Тот снова спросил:
«А сколько достаточно для купания?» Он сказал:
«Один сa’a». Этот человек сказал:
«Этого для меня не достаточно». Ибн ‘Аббас сказал:
«Чтобы твоя мать тебя лишилась! Но этого было достаточно тому, кто был лучше тебя – посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передали Ахмад 1/289, аль-Баззар и ат-Табарани в «аль-Кабир» 11646, и рассказчики этого хадиса заслуживают доверия[24].
‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо Сa’да когда тот совершал омовение и сказал:«Что это за расточительность о Сa’д?» Он сказал:«Неужели в использовании воды есть расточительность?» Он сказал:«Да, даже если ты находишься у протекающей реки». Этот хадис передали Ахмад 2/221 и Ибн Маджах 425 со слабой цепочкой рассказчиков.[25]
Расточительность – это использование воды, без какой либо правовой пользы, наподобие обмывания частей тела во время совершения омовения более чем три раза.
Хадис Ибн Шу’айба, приведенный ранее указывает на рассматриваемый вопрос.
‘Амр ибн Шу’айб передал со слов своего отца и деда, да будет доволен ими Аллах:«(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился один бедуин и спросил его об омовении. Он показал ему, как вымыть каждую часть по три раза и сказал: “Таким является омовение. А кто сделал сверх этого поступил неправильно, переступил границы и злоупотребил”». Этот хадис передали Ахмад 2/180, ан-Насаи 140 и Ибн Маджах 422 и Ибн Хузайма с достоверной цепью.[26]
Передают, что ‘Абдуллах ибн Мугъаффаль, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:“Поистине, в этой общине появятся люди, которые будут преступать границы при совершении омовения и мольбе (ду’а)”». Этот хадис передали Ахмад 4/86, Абу Дауд 96 и Ибн Маджах 3864.[27]
Аль-Бухари сказал: «Ученые осуждают использование воды при совершении омовения более того количества, которое использовал пророк, да благословит его Аллах и приветствует».
15. Ду’а во время совершения омовения
Нет никакого подтверждения от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относительно мольбы во время совершения омовения, кроме хадиса от Абу Мусы аль-Аш’aри, да будет доволен им Аллах, который сказал:«(Однажды) я принес воды для омовения посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда он совершал омовение, я услышал, как он молился: “O Аллах, прости мне мои грехи, сделай место моего пребывания просторным для меня и дай мне благословения в моем уделе”. /Аллахумма-гъфир ли занби, ва васси’ ли фи дари, ва барик ли фи ризкъи/. Я сказал: “O пророк Аллаха, я слышал, как ты молился так-то и так-то”. Он сказал: “Разве мы оставили что-нибудь?”» Этот хадис передали ан-Насаи в «‘Амаль аль-Йаум ва-л-Лейла» 80 и Ибн ас-Сунни 28[28] с достоверной цепью, однако ан-Насаи включил этот случай в главу с названием: «Что нужно сказать после завершения омовения», а Ибн ас-Сунни включил его в часть: «Что нужно сказать, когда человек находится в состоянии омовения».
Ан-Навави сказал, что у этого хадиса могут быть оба значения.
16. Ду’а после завершения омовения
Передают со слов ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Если кто-то из вас совершит омовение должным образом, а затем скажет: “Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха Единого, у которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Mухаммад Его раб и Посланник” /Ашхаду анла иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика лаху, ва ашхаду анна Мухаммадан ’абдуху ва расулюх/ то для него откроются восемь ворот рая, и он сможет войти в любые из них, которые пожелает». Этот хадис передали Муслим 234, Абу Дауд 169, ан-Насаи 1/93 и Ибн Маджах 470.
Передают со слов Aбу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Тот, кто совершит омовение и скажет: “Слава Тебе, O Аллах, и хвала Тебе. Свидетельствую, что нет божества кроме Тебя, прошу Твоего прощения, и приношу Тебе покаяние” /Субханака аллахумма, ва бихамдика, ашхаду анла иляха илла Ант, астаѓфирука ва атубу илейк/, то это запишется для него на дощечке, затем на него поставят печать и она не сломается до Дня воскресения». Этот хадис передали ан-Насаи 1/93 и в «‘Амаль аль-Йаум ва-л-Лайла» 81, аль-Хаким 1/564, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима» и с ним согласился аз-Захаби, ат-Табарани в «аль-Аусат» и цепь его рассказчиков является достоверной.[29]
Aн-Насаи также приводит этот хадис, но в конце со словами:«На ней поставят печать и поместят под трон и она не сломается до Дня Воскресения».
Что же касается мольбы:«О Аллах, сделай меня из числа кающихся, и сделай меня из числа очищающихся” /Аллахума-дж’альни минат-таввабин, вадж’альни миналь мутатаххирин/ риваят которого приводит aт-Tирмизи (55) и который сказал о ней: «Его иснад – «мудтариб»[30], то нет достоверного сообщения относительно этой (мольбы)».[31]
17. Молитва в два рак’ата после завершения омовения
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Билялу:«O Билял, скажи мне, какое хорошее дело ты сделал в Исламе, что я слышал звук твоих сандалий перед собой в Раю?» Билял сказал: «Я не совершил деяния лучшего для себя, кроме того, что я не совершаю омовения в любое время ночи и дня кроме как молюсь с этим омовением что предписано мне молиться». Этот хадис передали аль-Бухари 1149, Муслим 2458.
Передают со слов ‘Укбы ибн ‘Aмира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Если кто-то совершит омовение должным образом и помолится в два рак’ата с сердцем и лицом (полностью обращенных к молитве), Рай станет для него обязательным». Этот хадис передали Муслим 17/234, Абу Дауд 169, ан-Насаи 1/93 и Ибн Маджах 470 и Ибн Хузайма в своем «Сахихе» 222.
Передают, что Хумран, вольноотпущенник ‘Усмана рассказывал, что он видел как ‘Усман, да будет доволен им Аллах, попросил (принести) воды для совершения омовения. Затем он трижды помыл руки, прополоснул рот и нос, высморкался, затем трижды помыл лицо, затем трижды помыл руки до локтей и трижды помыл ноги до щиколоток, после чего сказал: «Я видел, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил омовение таким образом, а затем сказал: “Тому, кто совершит омовение так, как это сделал я, а затем совершит молитву из двух рак’атов, в которой не станет беседовать с самим собой, Аллах простит предыдущие грехи”». Этот хадис передали аль-Бухари 159, Муслим 226, Абу Дауд 106, ан-Насаи 1/64, Ибн Маджах 285.
Другие действия (протирание глаз и морщин, движение кольцом, обтирание шеи, и так далее) не были упомянуты здесь, поскольку хадисы по этим вопросам не достигают степени достоверности, хотя (мусульмане) действуют в соответствии с этими хадисами дополнением к очищению.
Нежелательно, чтобы тот, кто совершает омовение, оставил какое-либо из действий, которые являются Сунной и которые были упомянуты выше, чтобы не потерять большую награду за совершение этих (простых) действий, поскольку тот, кто отказывается от Сунны, совершает неодобряемое дело.
[1] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 5317.
[2] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 3695, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 209, «Мишкат аль-Масабих» 381.
[3] Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да’иф/». См. «Да’иф Абу Дауд» 511. Однако этот хадис подкрепляется другим сообщением от Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пользовался сиваком, будучи постящимся”. Ахмад ибн Мани’. Иснад достоверный. См. “аль-Маталибуль-‘алия” 1089. Также это подтверждается словами Му’аза ибн Джабаля, который лучше всех в этой общине знал вопросы халяля и харама, как говорил это о нем пророк, да благословит его Аллах и приветствует. ‘Абдур-Рахман ибн Гъуним рассказывал: “Я спросил Му’аза: “Можно мне чистить зубы во время поста?” Он ответил: “Да”. Этот хадис передал ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/133. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим.
[4] Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис». См. «Сахих Сунан Аби Дауд 41».
[5] Аль-Хайсами в «Маджма’ аз-Заваид» 2/100 сказал: «Этот хадис передал ат-Табарани в “аль-Аусат” и в его (цепочке передатчиков) есть ‘Иса ибн ‘Абдуллах аль-Ансари, который является слабым (передатчиком)».
[6] Шейх аль-Албани сказал: «Иснад этого хадиса достоверный».
[7] Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Абу Дауд» 131.
[8] Шейх аль-Албани сказал: «Иснад этого хадиса достоверный». См. «Сунан ан-Насаи».
[9] Т.е. этот хадис приводится в обоих сборниках хадисов имамов аль-Бухари и Муслима. Прим. пер.
[10] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «аль-Ирваъ» 935, «Мишкат аль-Масабих» 405, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 927.
[11] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 4699, «Мишкат аль-Масабих» 409.
[12] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Абу Дауд» 132, «Мишкат аль-Масабих» 408, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 4696.
[13] Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 452.
[14] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Абу Дауд» 134, См. «Мишкат аль-Масабих» 407.
[15] Это следут делать для того, чтобы под них проникла вода. Прим. пер.
[16] Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Мишкат аль-Масабих» 417.
[17] Т.е. обмывание правой руки или ноги прежде левых. Прим. пер.
[18] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См.“Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир” 787, «Сахих Абу Дауд» 3488.
[19] Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис достоверным.
[20] Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Абу Дауд» 112.
[21] Шейх аль-Албани сказал: «Очень слабый хадис /да’иф джиддан/». См. «Да’иф Абу Дауд» 20.
[22] Са’ – мера объема. Канонический са’ равен четырем муддам или же 4, 212 литра. Прим. пер.
[23] Мудд – мера объема. Канонический мудд равен от 1,053 до 1,055 литра. Прим. пер.
[24] Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис достоверным.
[25] Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «аль-Ирваъ» 140, «Мишкат аль-Масабих» 427.
[26] Шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут назвали этот хадис достоверным. См. «Сахих Сунан ан-Насаи» 140.
[27] Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «аль-Ирваъ» 1/172, «Сахих Сунан Абу Дауд» 87, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 2396.
[28] Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Кабир».
[29] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха» 2333, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб аль-Мунзири» 225.
[30] «Мудтариб» (запутанный) – сообщение, рассказчики которого делают различные утверждения, которые могут затрагивать как цепочку рассказчиков, так и текст хадиса, при том, что знатоки хадисов не имеют достаточно оснований для того, чтобы отдать предпочтение одному из мнений. Прим. пер.
[31] Однако, шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным. См. «Тамамуль-минна» 1/96-97, «Сунан ат-Тирмизи» 55.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Оставить ответ