С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Ниже следует его разъяснение:
1. Намерение
Намерение – это желание совершить действие угодное Аллаху, следуя Его указанию. Это – деяние сердца и произнесение его не имеет никакого отношения к намерению и не является узаконенным в шариате.
То, что намерение является обязательным деянием, показывает следующий хадис от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Каждое действие основано на намерении, и каждому достанется то, что он намеревался обрести … ». Этот хадис передали аль-Бухари 1, Муслим 1907, Абу Дауд 2201, ат-Тирмизи 1647, ан-Насаи 1/59-60, Ибн Маджах 4227, Ахмад 1/43.
2. Обмывание лица один раз
Это обмывание водой лица от вершины лба до нижней части челюстей, и от одного уха до другого.
3. Обмывание рук до локтей
Следует также помыть локти, поскольку подобным образом поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и никогда не оставлял это действие.
4. Обтирание головы
Это означает обтирать голову влажной рукой. Не достаточно просто положить руку на голову или коснуться головы влажным пальцем, к тому же слова Всевышнего:«… и обтирайте свои головы …» не означают, что нужно обтирать всю голову, а означает, что обтирание части головы достаточно для выполнения этого условия.
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал голову тремя различными способами:
а) обтирание всей головы.
В хадисе, который передается со слов ‘Абдуллаха ибн Зайда сообщается:«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтер всю свою голову руками. Он начал обтирать с передней части головы, пока не достиг затылка и затем провел руками в обратном направлении, пока не достиг места, с которого начал». Этот хадис передали аль-Бухари 185, Муслим 235, Абу Дауд 118, ат-Тирмизи 28, ан-Насаи 1/71, Ибн Маджах 434.
б) обтирание чалмы[1]
Передают, что ‘Амр ибн Умаййа, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал чалму и кожаные носки/хуффайн/». Этот хадис передали Ахмад 4/139, аль-Бухари 205 и Ибн Маджах.
Передают со слов Биляла, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Обтирайте кожаные носки и аль-химар[2]». Этот хадис передал Ахмад 6/12.
‘Умар, да будет доволен им Аллах, однажды сказал:«Аллах не очистит того, кто не считает обтирание чалмы очищением».
Большое количество хадисов на эту тему передали аль-Бухари, Муслим и другие имамы. Также сообщается, что многие ученые поступали в соответствии с этим.
в) обтирание передней части головы и чалмы.
Аль Муѓира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая омовение, обтер переднюю часть головы, чалму и кожаные носки». Этот хадис передал Муслим 274.
Тем не менее, нет сильных хадисов указывающих на то, что он обтирал часть головы, хотя требование аята внешне и похоже на то, что мы приводим (в качестве довода). Однако, недостаточно просто обтереть волосы выступающие с головы, подобием чего (являются) косички.
5. Обмывание ног со щиколотками
Это (действие) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было подтверждено в непрерывных /мутаватир/ сообщениях о его действиях и высказываниях.
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отстал от нас в одном из наших поездок и догнал нас после того, как мы задержали послеполуденную молитву /’аср/. Мы начали совершать омовение и протёрли по ногам. (Увидев это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во весь голос сказал:«Горе щиколоткам от огня!», повторив это два или три раза». Этот хадис передали аль-Бухари 163, Муслим 241, Абу Дауд 97, ан-Насаи 1/78, Ибн Маджах 450.
‘Абдуррахман ибн Аби Лейла сказал: «Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были едины во мнении, что ноги нужно мыть с щиколотками».
Напомним, что вышеупомянутые обязательные действия приводятся в Коране в 6 аяте суры «аль-Маида»:«O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей и обтирайте голову и (мойте) ноги до щиколоток».
6. Соблюдение последовательности в действиях при совершении омовения
Это (следует делать) из-за того, что Всевышний Аллах упомянул в аяте обязательные части омовения в определенном порядке. Он также отделил ноги от рук, – хотя все они должны быть вымыты, – от головы, которая должна быть только обтерта. Арабы не разделяют подобные вещи, если нет в этом какой либо пользы, а в данном случае эта польза – порядок. Аллах облегчил им омовение, чтобы они постигали его. Шестой аят суры «аль-Маида» объясняет то, что является обязательным и также это соответствует достоверному хадису пророка, да благословит его Аллах и приветствует:«Начинайте с того, с чего начал Аллах».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел обыкновение придерживаться этой последовательности как одному из принципов омовения, и нет сообщения о том, что он, да благословит его Аллах и приветствует, когда-либо отходил от этого принципа. Омовение – это поклонение и в вопросах поклонения нет места для чего-нибудь другого кроме выполнения того, что является предписанным в том виде, как это выполнял пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
[1] Чалма (тюрк.) – у народов мусульманского Востока традиционный мужской головной убор в виде полотнища легкой ткани, многократно обмотанного вокруг головы, обычно поверх шапки, фески или тюбетейки. Прим. пер.
[2] В тексте хадиса употреблено слово «химар» что означает то, чем покрывают голову, вроде чалмы и подобные вещи. Прим. пер.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Оставить ответ