С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Некоторые же совершают его в том месте, где не надо его делать. Некоторые совершают его до саляма (приветствия) тогда, когда его нужно сделать после саляма. Некоторые же совершают его после саляма тогда, когда его нужно совершить до саляма. А некоторые делают салям в правую сторону, затем делают «суджуд ас – сахуа», после чего читают слова ташаххуда (ат-тахиият), молитва за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), читаемая после ташаххуда и слова мольбы, обращаемой к Аллаху после последнего ташаххуда перед произнесением приветствия. Затем после всего этого делают салям в правую и в левую сторону, заявляя о том, что такой вид «сужуд ас –сахуа» пришло от пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Если действительно такой вид «сужуд ас –сахуа» пришло от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то пусть предоставят этот хадис с его цепочкой достоверности. Тогда мы непременно примем его и будем его совершать.
Суджуд ас – сахуа – это два земных поклона, которые совершает молящийся для того, чтобы исправить сделанную ошибку в намазе по причине забывчивости.
Уважаемые мусульмане! Суджуд ас – сахуа иногда совершают до саляма, а иногда после.
До саляма совершают в двух местах:
Первое место: Если молящийся что-то упустил в намазе по забывчивости, то он доводит свой намаз до конца и делает суджуд ас-сахуа, затем произносит приветствие. Но если упустил умышленно, то намаз в таком случае не действителен, намаз совершается заново, не делая суджуда ас-сахуа. А если молящийся забыл и сразу же вспомнил до того, как покинул место совершения молитвы, то он совершает то, что забыл, не делая суджуд ас-сахуа.
Например: Человек после второго земного поклона на втором ракате начал подниматься на третий ракат, забыв прочесть первый ташаххуд, после чего он вспомнил до того, как подняться на третий. То воистину, такой человек утверждается сидя и читает ташаххуд. Затем дочитывает намаз, не делая суджуд ас-сахуа. Но если, же молящийся вспомнил тогда, когда поднялся на третий ракат и начал читать уже суру, то у такого человека отпадает ташаххуд, он дочитывает свой намаз и делает суджуд ас-сахуа до того, как даст салям в правую и в левую сторону.
Довод этому является хадис от пророка (да благословит его Аллах и приветствует),
Второе место: Если молящийся засомневался, не зная, какое дело наиболее вероятное, то он берет то, в чем глубоко убежден, а это – самое меньшее. Затем дочитывает намаз и делает суджуд ас-сахуа до того, как произнесет салям, после чего произносит салям.
Например: Человек читает намаз аср (послеполуденная молитва), затем засомневался в ракате, второй это ракат или третий? И не знает, какой наиболее вероятный, второй или третий? То воистину, он делает его вторым, читая первый ташаххуд. Затем дочитывает два раката и делает суджуд ас – сахуа, после чего произносит приветствие.
Или человек засомневался, присоединился ли он к имаму тогда, когда он (имам) был в руку (в поясном поклоне) или он не успел присоединиться. И он не в состоянии определить, какой из них наиболее вероятный. То он основывается на том, в чем убежден, а это то, что он не успел присоединиться. Затем он совершает суджуд ас-сахуа до того как произнесет салям. После чего произносит слова приветствия.
Доводом этому служит хадис,
Первое место: Если в намазе произошёл излишек по причине забывчивости. Как, например, человек прочитал зухр пять ракатов, и вспомнил только тогда, когда был в ташаххуде. Тогда он дочитывает ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него, затем произносит приветствие и делает суджуд ас-сахуа, после чего опять произносит салям. А если же он вспомнил, что сделал излишек в намазе только, после произнесения саляма, то он совершает суджуд ас-сахуа и произносит слова приветствия. Но если он вспомнил излишек тогда, когда он находился в пятом ракате, читая суру, то он садится, не смотря, в каком положении он находился, и читает ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него, затем произносит приветствие и делает суджуд ас-сахуа, после чего произносит приветствие.
Довод этому является хадис,
Примечание: Приветствие в правую и в левую сторону, не закончив полностью намаз, считается излишком в намазе. Если молящийся умышленно произнес приветствие, не докончив полностью намаз, то намаз в таком случае не действительный. А если он забыл и вспомнил только после длительного времени, то он заново прочитывает намаз. Но если он вспомнил после небольшого времени, как две или три минуты, то он дочитывает намаз, после чего произносит приветствие, затем совершает суджуд ас-сахуа и произносит салям.
Довод этому служит хадис,
Второе место: Если молящийся засомневался, но знает, какой из двух дел наиболее вероятное, то он берет, что считает у себя наиболее вероятным. Затем дочитывает свой намаз, произнеся приветствие, после чего совершает суджуд ас-сахуа и произносит салям.
Например: Человек молится зухр, после чего засомневался в ракате, второй ли это или третий, однако наиболее вероятно у него то, что это третий ракат. То воистину, он делает его – третьим. Дочитав последний четвертый ракат, произносит приветствие, затем совершает суджуд ас-сахуа, после чего опять произносит приветствие.
Довод этому является хадис, который передали имам Бухари и имам Муслим со слов Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас засомневался в своем намазе, пусть ищет правильное, затем дочитывает намаз. После чего пусть произнесет приветствие и совершит суджуд ас-сахуа».
Уважаемые мусульмане! Что касается того, когда объединяются сразу два забвения, одно забвение произошло в том месте, где нужно совершить суджуд ас сахуа до произнесения приветствия, а другое произошло в том месте, где нужно совершить суджуд ас-сахуа после произнесения приветствия, то ученые говорят, что в таком положении, суджуд ас-сахуа в основном совершают до произнесения приветствия.
Например: Человек читает намаз зухр, затем, не читая первый ташаххуд на втором ракате, стал на третий ракат. После чего сел на третьем ракате, думая, что это второй ракат. Затем вспомнил, что он в третьем ракате. То воистину, он встает и дочитывает последний четвертый ракат и делает суджуд ас-сахуа, после чего произносит приветствие.
Этот человек оставил первый ташаххуд, у которого суджуд ас-сахуа совершается до приветствия. Также он сидел в третьем ракате, излишествуя в сидении, у которого суджуд ас-сахуа совершается после приветствия. В таком положении в основном суджуд ас-сахуа совершается до приветствия. Аллах лучше знает!
Если имам забыл, то является обязательным для тех, которые следуют за имамом, следовать за ним в суджуде ас-сахуа. Так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
Например: Человек присоединился к имаму на последнем ракате тогда, когда имаму надлежит, совершит суджуд ас-сахуа после саляма. Когда имам произнесет салям, то пусть он (человек, который присоединился к имаму на последнем ракате) встанет и совершит то, что упустил, не делая суджуд ас-сахуа с имамом. Затем, если он завершил то, что упустил, то произносит приветствие и совершает суджуд ас-сахуа.
Если человек, молясь за имамом, забыл произнести какие-то мольбы, но при этом не упустил ничего из ракатов, то нет на нем суджуда ас-сахуа. Поскольку, если он совершит суджуд ас-сахуа, то этим самым он противоречит имаму и нарушает следование. Так как сподвижники (да будет доволен ими Аллах) оставили первый ташаххуд в то время, когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) забыл его прочитать на втором ракате. Но, не смотря на это, сподвижники поднялись вместе с ним, соблюдая следование и отсутствие противоречия.
Но если человек, молясь за имамом, упустил что-то из ракатов и забыл произнести какие-то мольбы, то не спадает с него суджуд ас-сахуа.
Например: Человек, молясь за имамом, забыл произнести: «субхана раббийял ‘Азым» в руку’, и ничего не упустил из намаза, то нет на нем суджуда ас-сахуа. Но если упустил что-то из намаза, как один ракат или больше, то совершает суджуд ас-сахуа до того, как произнесет салям.
Другой пример: Человек молится с имамом – намаз зухр. Когда имам поднялся на четвертый ракат, то он (человек) сел, думая, что это последний ракат. После чего, когда узнал, что имам встал, тогда и он встал. В таком положении, для человека, который молится за имамом, нет на нем суджуда ас-сахуа, если он ничего не упустил из намаза. А если же упустил один ракат или больше, то совершает то, что упустил, затем совершает суджуд ас-сахуа, после произнесения саляма. Поскольку, когда имам поднялся на четвертый ракат, он сидел, что является излишком в намазе.
Прошу Аллаха, чтобы Он нам помог в понимании Его Книги и сунны Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). И помог нам явно и тайно совершать дела в соответствии с тем, что требует от нас Его Книга и сунна Его пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и прошу Его, чтобы Он сделал наш конец благим.
Абу Сумая Казахстани.
15.03.2011г.
Следует отметить, что по этому поводу разные ученые высказывали различные мнения, и для того, чтобы обстоятельно изучить этот вопрос, в первую очередь, необходимо узнать, что говорится об этом в священной Сунне, т.е. хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
1.
Это лишь несколько хадисов о земных поклонах для исправления ошибки.
Имам Ахмад сказал,
Из этих хадисов видно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) иногда допускал ошибки в намазе, после чего совершал земные поклоны либо до произнесения слов приветствия, либо после этого.
Все мусульманские ученые единодушны в том, что совершать земные поклоны для исправления ошибки в намазе обязательно, т.е. ваджиб. Тем не менее между учеными есть и небольшие разногласия. Некоторые из них считали, что молящийся имеет право сам выбирать, совершать земные поклоны до или после слов приветствия.
Имам Малик считал, что если молящийся упустил что-либо, то должен совершить земные поклоны до слов приветствия, а если прибавил, то после них.
Ученые ханифитского мазхаба считали, что земные поклоны следует совершать после слов приветствия, а после них – читать ташаххуд.
Имам аш-Шафи‘и говорил, что,
Что касается взглядов ученых ханифитского толка и хадиса Имрана ибн Хусайна под номером 6, то этот хадис слабый, т.е. да’иф, и об этом писал шейх аль-Албани в книге «Ирва аль-Галиль» (2/128). Несмотря на то, что все его передатчики (иснад этого хадиса приведен выше) заслуживают доверия, этот хадис противоречит другим достоверным хадисам. Такой хадис называется шазз (отклоненный). Ибн Хиббан сказал, что Мухаммад ибн Сирин передавал от Халида аль-Хаззы только один этот хадис. При этом только в нем сообщается, что Халид упоминал о чтении ташаххуда после слов приветствия. Ученики Халида – Шу‘ба, Вахиб, Ибн Алиййа, ас-Сакафи, Хашим, Химад ибн Зейд, Йазид ибн Зари‘ и др. – не упоминали об этом. Поэтому даже ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, но странным, т.е. гариб. А имам аль-Бейхаки назвал его слабым. Таким образом, чтение ташаххуда Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) после слов приветствия не установлено!
В перечисленных нами хадисах есть еще одно сложное обстоятельство. В хадисах Ибн Мас‘уда (под номером 4) и Абдуллаха ибн Джа‘фара говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел при сомнениях в намазе совершать земные поклоны после слов приветствия, а в хадисе Абу Са‘ида – до них. Имам ас-Сан‘ани говорил, что и то, и другое разрешено. Но шейх аль-Мубаракфаури, многие ученые ханбалитского мазхаба и др. приверженцы хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) считают, что между хадисами нет противоречий. В случае, когда молящийся сомневается и совершенно не может вспомнить, в каком же рак‘ате он находится, он должен опираться на меньшее число рак‘атов и совершить земные поклоны до слов приветствия. Об этом говорится в хадисе Абу Са‘ида. Если же молящийся помнит, какой рак‘ат он совершает, но в его душу закралось легкое сомнение, то он не должен обращать на него внимание, завершить намаз и совершить два земных поклона после слов приветствия, а затем еще раз повторить слова приветствия. Это сообщается в хадисах Ибн Мас‘уда и Абдуллаха.
Итак, мы вкратце рассмотрели этот обширный вопрос и мнения некоторых ученых. О наиболее достоверном и объективном из них мы до сих пор умалчивали, а это – мнение имама Ахмада ибн Ханбала. Он сказал о рассматриваемых нами земных поклонах:
Это – позиция объективного верующего, который руководствуется учением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и ставит его решение превыше своих суждений и своей логики.
Из всего сказанного видно, как сложно ученым найти правильное решение и разобраться в большом количестве достоверных и слабых хадисов. Поэтому мусульманин обязан опираться на те мнения, которые подкрепляются хадисами и не противоречат им. Такое мнение по любому вопросу обязательно существует, поскольку Аллах обещал сохранить Свою религию вплоть до Судного дня. Но для того, чтобы мы сами не стали причиной искажения истинного шариата Аллаха, мы обязаны прислушиваться к словам ученых и не выносить самостоятельных решений, а тем более не распространять их среди людей. Для этого, в заключение, мы изложим, как должен поступать мусульманин в каждом конкретном случае и будем основываться на всех имеющихся хадисах.
1. Земные поклоны для исправления ошибок обязательны:
– если человек по невнимательности добавил поясной или земной поклон, если он прежде времени встал для чтения “Фатихи”, или сел для чтения ташаххуда, или прежде времени произнес слова приветствия;
– если он допустил ошибку, изменяющую смысл слов намаза;
– если он по невнимательности пропустил один из ваджибат намаза, например, ташаххуд после двух первых рак‘атов или слова “аллаху акбар” (эти слова в самом начале намаза пропускать нельзя, иначе намаз не принимается) и т.п.;
– если он, находясь в намазе, засомневался в числе совершенных рак‘атов или земных поклонов.
2. При совершении ошибки совершается только два земных поклона, даже если ошибок было несколько.
3. Если молящийся преднамеренно не совершит земные поклоны для исправления ошибки, то его намаз не засчитывается, и его следует повторить. Об этом сказал имам Ибн Кудама в “аль-Мугни”.
4. В земных поклонах для исправления ошибки, т.е. суджуд ас-сахв, следует говорить то же, что и в обычных земных поклонах в намазе. Земные поклоны суджуд ас-сахв одинаково обязательны и совершаются одинаково как в обязательных, так и в дополнительных намазах.
5. Если молящийся встал на лишний, например, пятый, рак‘ат, то он должен прервать его и вернуться в необходимое положение без слов “аллаху акбар”, затем довести намаз до конца, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, затем еще раз произнести слова приветствия.
6. Если он завершил намаз, не сделав одного или более рак‘атов, а затем ему напомнили об ошибке, то он должен встать и совершить пропущенное число рак‘атов, прочесть ташаххуд, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, а затем еще раз произнести слова приветствия.
7. Если он забыл, что должен был совершить суджуд ас-сахв, и вспомнил об этом вскоре после того, как закончил намаз, то он должен совершить эти земные поклоны, независимо от того, говорил после намаза или нет. Но если прошло много времени (например, он уже вышел из мечети, или продолжил заниматься своим делом, или потерял ритуальную чистоту), то земных поклонов совершать не надо, и его намаз считается законченным.
8. Если ошибку совершил имам, то земной поклон должны совершать и молящиеся за ним. Если же ошибся кто-либо из молящихся за имамом, то его ошибка смывается правильными действиями имама. В этом случае земные поклоны суджуд ас-сахв не совершаются.
9. Если молящийся, находясь в намазе, сомневается в числе совершенных рак‘атов, то он опирается на меньшее их число, в котором он уверен, и совершает суджуд ас-сахв до произнесения слов приветствия. Если же сомнения приходят после завершения намаза, то на них не следует обращать никакого внимания.
10. Если он по ошибке добавил лишний фарз намаза, а это – слова “аллаху акбар” в самом начале намаза, стояние для чтения “Фатихи” по мере возможности, чтение “Фатихи”, поясной поклон, выпрямление после него, земные поклоны, сидение между ними, сидение для чтения заключительного ташаххуда, чтение заключительного ташаххуда, слова “ас-саламу алейкум ва рахматуллах” и др. – то должен совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия (естественно, после суджуд ас-сахв надо еще раз произнести слова приветствия). Если же молящийся добавил фарз намаза сознательно, то его намаз неверен.
11. Если он пропустил фарз намаза и вспомнил об этом до того, как дошел до этого фарза в следующем рак‘ате (например, пропустил поясной поклон руку‘ в первом рак‘ате и вспомнил об этом до того, как совершил руку‘ второго рак‘ата), то необходимо вернуться к пропущенному фарзу и довести намаз до конца, совершив суджуд ас-сахв до слов приветствия. Если же он вспомнил об этом, когда уже совершил этот же фарз следующего рак‘ата, то рак‘ат, в котором был пропущен фарз не засчитывается. Его следует повторить и совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия. Помните, что это правило распространяется только на фарзы намаза (см. пункт 10). Оно не относится к тем случаям, когда пропущены ваджибаты или суннаты намаза. В этих случаях возвращаться к пропущенному элементу намаза нельзя. Подобное действие также нарушает намаз. Поэтому мусульманин должен хорошо знать, что относится к фарзам, а что к ваджибатам, суннатам и т.д.
12. Если молящийся пропустил ташаххуд после двух первых рак‘атов, но не успел выпрямиться , то он должен вернуться, сесть и прочесть ташаххуд, а затем просто довести намаз до конца. Если же он уже выпрямился, то садиться для чтения ташаххуда нельзя, а следует совершить суджуд ас-сахв до слов приветствия. Также суджуд ас-сахв до слов приветствия совершается, если молящийся пропустил один из ваджибатов намаза, например, не сказал слов “аллаху акбар” во время движений или слов “сами‘аллаху лимян хамидах, раббана ва лякаль хамд” после поясного поклона руку‘, не прочел зикров при поясных или земных поклонах и т.д.
13. Если молящийся совершил ошибки, которые требуют от него совершения суджуд ас-сахв как до слов приветствия, так и после них, то он должен совершать суджуд ас-сахв до слов приветствия.
14. Если имам ошибся в фарзах намаза, то молящиеся за ним не должны следовать его ошибке и обязаны сказать “субханаллах”, чтобы имам исправился. Если же имам пропустил ташаххуд после двух рак‘атов и уже выпрямился, то молящиеся за ним должны подчиниться имаму.
15. Если молящийся ошибся и совершил суджуд ас-сахв не в нужном месте, то ничего страшного в этом нет, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам совершать и то, и другое.
Разногласия в этом и других вопросах, касающиеся мусульманского права, т.е. фикха, не должны выливаться в противоречия и конфликты между мусульманами. Подобные разномнения заставляют нас глубже изучать законы нашего Господа и сильнее стремиться быть похожими на нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Те, кто искал истину, получат за это вознаграждение Аллаха, даже если они ошиблись, поэтому мы обязаны снисходительно относиться друг к другу. Помните, дорогие братья, что даже великие ученые говорили, что нет ничего страшного, если человек не знает, когда надо совершать тот или иной поклон суджуд ас-сахв. А Аллаху об этом ведомо лучше!
Да дарует вам Аллах великую награду за приверженность дороге Его верного Посланника! Хвала Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду и его праведным последователям!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аль-Мугъни, имам Ибн Кудама ад-Дамашки
2. Зад аль-Ма‘ад, имам Ибн Каййим аль-Джаузиййа
3. Субуль ас-Салам, имам Мухаммад ас-Сан‘ани
4. Булугъ аль-Марам, имам Ибн Хаджар аль-Аскалани (с комментариями аль-Мубаракфаури)
5. Ируа аль-Галиль, шейх Мухаммад аль-Албани
6. Ад-Дурар аль-Мадыййа, имам Мухаммад аш-Шаукани
7. Усуль аль-Манхадж аль-Ислами, шейх Абд ар-Рахман аль-‘Аббир
8. Аль-Фатауа аль-Мухимма, шейх Абд аль-Азиз ибн Баз и др.
9. Аркан аль-Ислам уа аль-Иман, шейх Мухаммад Зину
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Оставить ответ