Save 20% off! Join our newsletter and get 20% off right away!

Полное омовение /гъусль/

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Если вы осквернены, то очищайтесь». (Сура 5 «Аль-Маида», аят 6)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Определение.

Аль-Гъусль (далее – купание) – означает обмывание всего тела  водой.

Всевышний также сказал: «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах. Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся». Сура «аль-Бакъара», 222.

Данная тема имеет определенные исследования, которые сводятся к следующему:

Купаться обязательно нужно в пяти случаях:

1.  Семяизвержение /аль-мани/ вследствие возбуждения, во сне или при бодрствовании, независимо от того – мужчина это или женщина, и это общее мнение  богословов.

Передают, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Водой – от воды».[1] Этот хадис передали Муслим 343, Абу Дауд 217, а его суть также передал аль-Бухари 180.

Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что Умм Сулайм (жена Абу Тальхи), да будет Аллах доволен ими обоими, сказала:

«О посланник Аллаха! Воистину, Аллах не стыдится истины. Должна ли женщина искупаться, если увидит возбуждающее сновидение?” Он ответил: «Да, если увидит следы жидкости»Этот хадис передали аль-Бухари 130, Муслим 314, Абу Дауд 237, ат-Тирмизи 122, ан-Насаи, 1/113, Ибн Маджах 600.

В этом разделе есть важные  подпункты, которые нужно рассмотреть:

а) Если семяизвержение произошло без какого-либо  возбуждения (вследствие болезни или сильного холода)

В этом случае купаться не обязательно.

‘Али, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Если произойдет семяизвержение (из-за возбуждения), то искупайся». Этот хадис передал Абу Дауд 206.[2]

Муджахид сказал:«Мы – сподвижники Ибн ‘Аббаса (Тавус, Са’ид ибн Джубайр и ‘Икрима) находились в мечети а Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, стоял на молитве, когда  пришел один человек  и спросил:“Есть ли здесь кто-либо, кто может выносить “фетву”?” Мы сказали:“Спрашивай!”.  Он сказал: “Всякий раз, когда я справляю (малую) нужду, всегда за этим у меня выходит жидкость”. Мы спросили: “Это тип жидкости, от которой рождаются дети?” Он сказал: “Да”. Мы сказали:“ Тогда ты должен искупаться”. Муджахид сказал: “Тот человек развернулся и ушел. Ибн ‘Аббас поспешил закончить свою молитву, после которой велел ‘Икриме вернуть этого человека. Он обратился к нам и сказал: “Вынесенное вами решение для этого человека из книги Аллаха?” Мы сказали: “Нет”. Он спросил: “Вы это взяли от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?”  Мы сказали: “Нет”. Он спросил: “А от сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?” Мы сказали: “Нет”. Он спросил: “Так от кого же?” Мы сказали: “Это наше мнение”. Он сказал: “Именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Шайтану труднее сбить с пути одного ученого, чем тысяча поклоняющихся”.[3]

Тот человек пришел и предстал перед Ибн ‘Аббасом, который  сказал ему: “Это случается с тобой  вследствие какого-либо возбуждения?” Он ответил: “Нет”. Ибн ‘Аббас спросил: “Чувствуешь ли ты какое-либо онемение в теле?” Он ответил: “Нет”. Ибн ‘Аббас сказал: “Это  от холода. Тебе достаточно будет совершить (малое) омовение”».

б) Если человек увидел сон, но не нашел следов семяизвержения

В этом случае также нет необходимости купаться.

Ибн аль-Мунзир сказал: «Все, кого я знаю как ученых, сошлись во мнении в этом вопросе». В поддержку этого суждения, выше был упомянут хадис Умм Саламы, из которого следует, что если нет следов спермы, то не нужно купаться. Но если у человека после пробуждения начнет вытекать сперма, то ему следует искупаться

в) Если человек проснулся и заметил влажность, но не может вспомнить сон

В таком случае, если он уверен, что это сперма он должен искупаться, поскольку, вероятно это было из-за сна, который он забыл. Но если он сомневается – сперма это или нет – он должен искупаться для уверенности.

Муджахид и Катада сказали, что не нужно купаться, пока не убедится, что это сперма, потому что сомнение не нарушает убежденность. А убежденность была в том, что он был чистым.

г) Если человек сжимает свой половой орган, чтобы предотвратить семяизвержение и из него ничего не вытекло.

В этом случае так же не нужно купаться. Это основано на хадисе, в котором сказано, что необходимо искупаться в том случае, если будет замечена сперма. Но если человек не сможет справиться с семяизвержением и позже вытекла сперма, то он должен искупаться.

д) Сперма на одежде во время молитвы

Если человек не знает, как сперма попала на его одежду, и уже совершил молитву, то он должен искупаться и повторить все свои молитвы, начиная со времени последнего сна. Если он думает, что это случилось до его последнего сна, то он должен повторить все свои молитвы, начиная с предполагаемого времени семяизвержения.

2. Касание двух обрезаемых частей

Это относится к половому органу (мужчины) и влагалищу (женщины). Если (мужчина) «проник» во влагалище (женщины), то купаться обязательно, даже если при этом не произошло семяизвержения.

Всевышний Аллах сказал:«Если вы не чисты, то очищайтесь».

Аш-Шафи’и  сказал: «В арабском языке, “осквернение” относится к любому типу полового акта, независимо от того, произошло семяизвержение или нет. Если кто-то скажет: “Такой-то осквернился от такой-то”, то это относится к любому типу полового сношения между ними, даже если не было семяизвержения».

Также он сказал: «Нет разногласия среди ученых, что зина /внебрачная связь, прелюбодеяние/ которая требует предписанного наказания, является половым актом, даже если при этом не было семяизвержения».

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Если (кто-нибудь) воссядет между четырьмя частями (женщины) и проникнет во влагалище, то он обязан искупаться, (независимо от того) – было семяизвержение или нет». Этот хадис передали Ахмад 2/520 и Муслим 348.

Са’ид ибн аль-Мусаййиб рассказывал, что однажды Aбу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сказал ’Аише:

«Я хотел бы спросить у тебя  кое о чем, но стесняюсь». Она сказала: «Спрашивай  и не стесняйся, поскольку, поистине, я являюсь твоей матерью». Он спросил о мужчине, который  совершил половой акт, но у которого не произошло семяизвержение. Она ответила словами пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если две «обрезаемые» части соприкоснулись, то купаться обязательно». Этот хадис передали Ахмад 6/97 и Малик 105 с разными текстами[4].

Здесь, несомненно, нужно сделать примечание: если имелось только прикосновение половых органов, то купаться не обязательно. У ученых единое мнение по этому вопросу.

3.  Менструация и послеродовое кровотечение у женщин

Всевышний Аллах говорит в Коране:«… избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах». Сура «аль-Бакара», 222.

Посланник  Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Фатиме бинт Абу Хубайш, да будет доволен ею Аллах:«Оставь молитву в те дни, когда у тебя месячные. (А когда у тебя закончится этот период) искупайся и совершай молитву». Этот хадис передали аль-Бухари 228, Муслим 333.

Хотя это и относится к месячным, но по единогласному мнению сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, послеродовое кровотечение, то же самое, что и месячные.

Если женщина родит и не увидит кровь, то некоторые ученые говорят, что она должна искупаться, когда как другие говорят, что это не обязательно. По последнему вопросу нет никакого доказательства.

4.  Смерть

Когда мусульманин умирает, нужно обязательно обмыть его или ее тело, в соответствии с «иджма’» мусульманских ученых. Это будет обсуждено позже более подробно.

 5. Неверный, который принимает ислам

Если неверный принимает Ислам, то он должен искупаться.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Сумама аль-Ханафи был захвачен в плен. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подходил к нему и спрашивал: “Что скажешь о Сумама?” Он отвечал: “Если убьешь меня, ты убьешь родственника. А если  ты проявишь ко мне щедрость (т.е. освободишь меня), то ты увидишь, что я буду благодарен. А если ты хочешь имущества (как выкуп), то мы дадим тебе то, что ты захочешь”.

Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любили выкуп и говорили: “Чего мы добьемся, если убьем его?” И однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо него, он наконец-то принял ислам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, развязал его и велел ему пойти в сад Абу Талхи  и искупаться. Он искупался и помолился в два рак’ата. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

“Поистине, ислам вашего брата стал хорошим”». Этот хадис передал Ахмад 2/246, 452, 2/304. Также эта история приводится в источниках аль-Бухари  и Муслима.


[1] Т.е. купаться водой обязательно после выделения спермы. Прим. пер.

[2] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 190.

[3] Этот хадис передали Ат-Тирмизи 2681, Ибн Маджах 222, аль-Байхакъи в «Шу‘б аль-иман», 1715. Шейх аль-Албани сказал: «Вымышленный хадис /мауду’/». См. «аль-Мишкат» 217.

[4] Также этот хадис передал Муслим 349.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!